Алексей Юртаев: «Отрасли импортозамещения на Кубани растут на 20-80 процентов»
Лента новостей
Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев в разговоре с BFM Кубань рассказал о развитии экономики региона и планах на 2024 год. Предпринимателям Кубани удалось показать стабильный рост, который выше среднемирового, а в некоторых отраслях фиксируется двузначное увеличение
«Экономика Кубани выросла на 1 символический процент»
– Здравствуйте, Алексей Сергеевич.
Алексей Юртаев: Добрый день.
– Алексей Сергеевич, какие задачи перед Министерством экономики стояли на 2023 год. Какие из них можно назвать выполненными?
Алексей Юртаев: Наверное, очень важно начать с того, как непросто прошел этот год. Беспрецедентное количество санкций, повышение ключевой ставки, одномоментно проблемы в банковском секторе и у реального сектора экономики. То есть такой двойной шок – и внутренний, и внешний, который наложился на экономику как всей России, так и Краснодарского края. Поэтому основной задачей было не допустить снижение валового регионального продукта (ВРП) и обеспечить его рост. С начала года мы корректировали прогноз – 1%, 2,5% роста. Сейчас мы точно можем сказать… Это основной показатель, почему это важно. Это основная задача для экономики – рост ВРП. Это мы достигаем, у нас по итогам девяти месяцев, это январь – сентябрь текущего года, темпы роста в реальном выражении, то есть за исключением инфляции, составили 3,2%. То есть мы растем в среднем уже быстрее, чем мировая экономика. Это такие задачи, которые ставились до пандемии, до введения санкций и специальной военной операции.
– Вы сказали, что влияние на экономику оказали санкции. Как справилось с этим министерство?
Алексей Юртаев: Тут скорее не министерство, сколько экономика Краснодарского края. Надо сказать, что мы ничего не потеряли в экономике за 22-й и 23-й год. Мы демонстрируем темпы роста. В прошлом году, несмотря на то, что российская экономика сокращалась и никто не предполагал даже нулевых темпов роста, мы выросли практически на 1% в реальном выражении. Он такой, символический процент. Наверное, это не такие амбициозные показатели, которые хотелось бы, но, когда столкнулись с санкциями и всеми ограничениями, я считаю, это выдающийся результат наших предпринимателей. В первую очередь, именно бизнес правильно отреагировал. И нами, администрацией края, были предприняты меры, с одной стороны. С другой, ими воспользовались предприниматели в полной мере.
Читайте также: Курс на рубль: почему россияне не могут отказаться от доллара В этом году, повторюсь, мы растем и растем устойчиво, быстрее, чем в среднем мировая экономика. Для нас это очень важный показатель, поскольку темы роста экономики позволяют нам наращивать наши бюджетные возможности. Вы знаете, в очередной раз бюджетная сессия прошла. Бюджет текущего года по сравнению с предыдущим увеличен на 25%, то есть это позволяет решать многие социальные задачи и экономические. Наверное, один из таких параметров – это индексация зарплат бюджетников. В этом году у нас достаточно беспрецедентные темпы роста реальной заработной платы в целом по экономике, поэтому бюджетный сектор мы не оставляем в стороне. Стараемся индексировать теми же темпами, и в этом году это произойдет.
«На Кубани пять отраслей, которые составляют 80% реального сектора экономики»
– В целом экономика Кубани прошла период адаптации к новым реалиям, санкционному давлению? В каких отраслях проблемы ощущаются больше всего?
Алексей Юртаев: В целом, я думаю, период адаптации еще продолжается. Мы это видим по двум направлениям, по двум приоритетам, которые реализуются в рамках нашей экономической политики. Первый из них – это отрасли импортозамещения. Если посмотреть на обрабатывающую промышленность, то она состоит из двух базовых направлений. Такие, как нефтепереработка и машиностроение. Вот эти отрасли у нас растут стабильно достаточно хорошими темпами, как и в целом обрабатывающая промышленность, в среднем это 7,8 – 8,2% в год в реальном выражении. То есть в физике, не в деньгах.
Если посмотреть на отрасли импортозамещения, то они растут кратно больше. У нас двузначные темпы роста – от 20 до 80%. Какие это отрасли – это производство кожи и кожаных изделий, текстильная промышленность, металлургия, фармацевтика, химия. То есть те отрасли, в которых явно наблюдается проблема с импортом продукции, или были проблемы, связанные с логистикой, или было, что называется, «моральное эмбарго», когда производители не поставляли свою продукцию. Вот в этих конкретных отраслях, которые на протяжении последних пяти лет демонстрировали либо отрицательные темпы роста либо нулевые, сейчас они растут от 20 до 80%. Это на самом деле очень хороший показатель того, как происходит замещение выбранного импорта, который просто-напросто исчез.
– Если говорить об экономике по отраслям, то какие из них можно назвать главными в регионе?
Алексей Юртаев: У нас традиционно пять отраслей экономики Краснодарского края, несмотря на многие предубеждения. Мы же знаем, что это сельская территория, туристическая территория. На самом деле, у нас пять отраслей основных, которые формируют 60% ВРП и 80% реального сектора экономики. Это АПК, промышленность, торговля, транспорт и строительство. Причем не строительство жилья, то есть у нас строительство жилья, гражданское строительство занимает порядка 20% от всей стройки. 80% стройки – это автомобильные дороги, новые предприятия. Это уже промышленное строительство. Для понимания – за прошлый год мы посмотрели, сколько инвестиций было вложено в автомобильные дороги. Это 100 миллиардов. То есть из 750 миллиардов рынка строительства 100 миллиардов – это только дороги. Это достаточно большие цифры.
Надо сказать, что АПК у нас занимает примерно второе место по объему выпуска, а «санкур» вообще не входит в это число базовых отраслей и формирует только 2,5% ВРП. По большому счету, это имиджевый рынок, так скажем, для Краснодарского края. Еще раз повторю, те основные отрасли, которые я назвал, они формируют 80% реального сектора экономики. Это те отрасли, которые у нас растут, за исключением АПК. В этом году АПК явно будет в минусе, то есть это совершенно очевидно по той ситуации, которая сложилась, к сожалению, с погодой.
Вот то выпадение агропромышленного комплекса, это больше 5% будет сокращение физическое в объеме «валовки», оно полностью компенсируется ростом обрабатывающей промышленности на 8,2% в физическом выражении. Это достаточно устойчиво. По всем направлениям и отраслям наблюдается устойчивый рост.
«Новая трасса Джубга – Сочи — это пять Крымских мостов»
– Алексей Сергеевич, давайте как раз затронем тему крупных инфраструктурных проектов. Ранее были озвучены планы по строительству трассы Джубга – Сочи. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 трлн рублей, 50% должно быть выделено из федерального бюджета. Каким образом в этом проекте участвует Краснодарский край?
Алексей Юртаев: Эта дорога находится исключительно на территории Краснодарского края. Она давно проектировалась, давно планировалась. Это не первое десятилетие идеи, когда удастся создать такую эстакаду, которая не имеет никаких съездов как таковых или горизонтальных пересечений. По сути это дорога 100 с лишним километров. Она по-разному оценивается. От 1,3 трлн рублей до 1,5 трлн рублей. В реальности, с учетом того, что это отложенная стройка, будут индексы применяться. Наверняка будет инфляция на строительные материалы, поэтому точную цифру сейчас никто не назовет. Порядок цифр, наверное, 1,5 трлн будет.
Читайте также: Всем на юга: минфин даст денег на две крупные трассы Кубани У федерации, безусловно, в моменте таких денег нет. Очень сложно себе представить, поскольку у нас весь дорожный фонд это 3 трлн на всю страну. Выделить 1,5 из них достаточно тяжело. Мне кажется, это нерешаемая задача. Каким образом проект планируется к реализации. Есть та часть, которая будет финансироваться из средств федерального бюджета. Например, обход Адлера, обход Сочи. Обход Адлера уже проектируется, идет подготовка земельных участков. Это дорога эстакадного типа – там перепады высот достигают 90 метров.
Опыт компаний в мире изучался, смотрели подобные проекты. По сути было выбрано лучшее решение, которое балансирует цену и качество этой автомобильной дороги. Она, напомню, будет первой категории. То есть будет иметь скоростной режим магистрали – 110 км/ч. Поэтому первое направление – бюджетное финансирование. Но есть еще так называемые «дорогие» обходы. Это обход Туапсе, дорога от Туапсе до Горячего Ключа, то есть до Джубги, если быть точнее. Тут финансирование, скорее всего, будет частное. Рассматривается два варианта – или государственное частное партнерство, привлечение институтов развития, ВЭБа, или это участие государственных банков. По сути это такая фабрика проектного финансирования, просто в беспрецедентных объемах, порядка 1 трлн рублей.
Оба этих решения полностью окупаемы, то есть это коммерческий проект. Надо сказать, что эта дорога — это не проект «братской могилы», когда все скидываются и никто ничего не зарабатывает. Это дорога, которая абсолютно точно имеет доходность. Мы оценивали - только для экономики Краснодарского края эффект составит около 1,5 трлн рублей. То есть 1,5 трлн — это актив, который появится на территории региона, и плюс 1,5 трлн — это эффекты, которые заработает экономика. У нас сейчас 3,5 трлн ВРП, то есть практически удвоение ВРП происходит за счет этого проекта. Конечно, приоритеты значимые.
Участие края здесь достаточно комплексное, это не столько деньги, сколько вообще вся административная машина, работа. Потому что проектирование и строительство требует колоссального вовлечения в такой проект региона и администраций муниципальных образований Сочи или Туапсе. В том числе, и администрации края, потому что это знаковый проект. Напомню, у нас на Олимпиаду объем инвестиций составлял 1 трлн рублей, то есть одна дорога в 1,5 раза дороже, чем Олимпиада. Если брать Крымский мост с оценкой стоимости в 300 млрд, то это пять Крымских мостов. Это мощнейший проект, в который должна быть вовлечена вся страна. Масштабная стройка, причем она происходит в непростых условиях. Это заповедный парк, национальный парк Сочи, то есть здесь актуален вопрос сбережения природы и всех обитателей. Поэтому совершенно точно участие края будет колоссальным. Оно будет, скорее всего, не финансовым.
При этом мы рассматриваем для себя определенные этапы. Вся дорога — это четыре этапа. Мы рассматриваем для себя один из этапов — это обход Туапсе, который по нашим оценкам составляет около 300 млрд в затратах. Он является одним из наиболее прибыльных участков, поэтому получение в собственность такого участка позволяет создать актив, который постоянно генерирует денежный поток — как в бюджет, так и для тех территорий, муниципальных образований, через которые проходит эта дорога.
«Рост реальной заработной платы планируем на уровне 107%»
– Алексей Сергеевич, какие планы у Министерства экономики на 2024 год? От каких факторов будет зависеть развитие экономики?
Алексей Юртаев: В первую очередь, как я уже говорил, основной показатель – это развитие экономики. Мы планируем его на уровне 3%. В следующем году планируем выйти на объем экономики больше 4 трлн рублей. Для нас это принципиально важно. В этом году будет 3,9 трлн, в следующем – 4 или 4 с небольшим. Но тем не менее, для нас крайне важно, помимо того, что мы наращиваем экономику и те ресурсы, которые как инвестиции используем в свой бюджетный портфель, в бюджет развития так называемый, в том числе обеспечиваем два показателя. Первое – это низкий уровень безработицы, который сейчас 0,4%. На следующий год планируем, что он у нас не увеличится. И второе, что мы планируем, это увеличение роста реальных заработных плат. Для нас очень важно, чтобы внутренний спрос рос, а не только экономика росла. Почему это важно. Если у тебя растет экономика, но при этом внутренний спрос останавливается, куда-то должно это предложение деваться. И оно уходит в другие регионы, в другие страны. Для нас очень важно, чтобы жители края разделяли все прибыли и дивиденды, которые получаются от экономического роста. Поэтому рост реальной заработной платы запланирован на уровне 107-107,5% в следующем году.
– Алексей Сергеевич, на сессии Законодательного собрания Краснодарского края вы докладывали о ходе реализации стратегии социально-экономического развития 2030. Как выполняется эта программа?
Алексей Юртаев: Это очень непросто, потому что сама стратегия и готовилась, и утверждалась на основе амбициозных целей и задач. Практически ни с одним показателем чиновники не были согласны. Было очень много дискуссий по снижению показателей, по попытке подвести их к более реалистичному сценарию, потому что это все больше сценарные прогнозы. До 2021 года экономика Краснодарского края росла по инерционному сценарию стратегии. То есть по сути она росла самыми базовыми показателями, которые вообще планировались. Начиная с 21-го года, когда мы перешли на новую модель роста, это экономика предложения, для нас это стало не то, что лозунгом, а правилом для принятия любых управленческих решений администрации, минэкономики, я имею в виду в экономической сфере. И вот с этого момента мы уже перешли базовый прогноз роста и выходим уже на оптимистичные темпы по ряду показателей.
По основным показателям характеризуем социально-экономическую сферу, в большей степени социальную. Мы опережаем плановые показатели, которые закладывались на 2023-24 год. Есть показатели, которые существенно приросли. Например, объем бюджета по собственным доходам. То есть в этом году у нас собственные доходы больше, чем планировалось на 2027-28 годы в рамках Стратегии. Еще раз повторюсь, это были очень амбициозные показатели. Вот в этих параметрах мы абсолютно точно идем выше базового сценария, приближаемся к оптимистичному. Надо сказать, что там есть отдельные направления, которым в рамках Стратегии нужно больше фокусов уделить.
Например, у нас из 18 показателей, которые характеризуют национальные цели развития на территории Краснодарского края… Это указ президента, определен для всей страны и декомпозирован для каждого субъекта. У нас из 18 показателей 17 превышают амбициозную цель, поставленную президентом, а один – нет. Это одна сфера – обращения с коммунальными отходами. Мы все знаем проблему мусора, особенно в периоды наплыва туристов, поэтому это тема особого внимания и губернатора, и команды администрации. По мониторингу Стратегии мы видимо, что здесь нужно уделить гораздо больше внимания и приходить к принципиальным решениям, каким образом решать проблему с мусором.
– Спасибо за разговор, Алексей Сергеевич.
Алексей Юртаев: Спасибо.
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Водитель внедорожника погиб после столкновения с большегрузом на Кубани
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
Последние новости