Четверг, 02 мая 2024

ЦБ

$ 93.27

99.96

BRENT

$ 83.58

/

7795

RTS

1174.68

Зампредседателя ЗСК Петропавловский рассказал, сможет ли ИИ заменить врачей


Лента новостей

Заместитель председателя ЗСК в беседе с Business FM рассказал об актуальных проблемах в здравоохранении

Фото: freepik

Председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты Николай Петропавловский высказал свое мнение по поводу COVID-19 и антидепрессантов. Во время интервью обсудили тему искусственного интеллекта в медицине и сделали вывод на главный вопрос: «Сможет ли ИИ заменить врачей?»

— С какими вопросами к вам чаще всего обращаются жители края?

Николай Петропавловский: В силу того, что мы не Министерство здравоохранения, а кубанский парламент, к нам обращаются с вопросами правового регулирования. Например, бесплатные лекарства, расширение категорий граждан. В качестве конкретного примера, чтобы было понятно, есть дети, которые более сахарным диабетом. До недавнего времени эти дети должны были носить с собой шприцы-тюбики, которые должны были делать инъекции инсулина, я извиняюсь, в школе где-нибудь «ныкаясь» в кабинетах или туалетах. Это очень неудобно, потому что другие дети начинали их «троллить» и задумываться о каких-то неправильных и не правовых вещах. Для детей есть такая прекрасная вещь, уже давно разработанная в мире, - помпы. Это микроскопическая штучка, тоненькая трубочка и тонкая игла, которую вообще не видно. Она крепится на животе ниже пояса, которая дозирует микроскопическими дозами инсулин. Но это денег стоит. И само оборудование, и расходные картриджи.

К нам обращались для того, чтобы для детей, у которых есть медицинские показания по таким вещам, родители могли приобретать это бесплатно, либо с большой скидкой. Это одна из задач, которую мы решили вместе с Министерством финансов, с нашими коллегами финансистами, потому что это расходные обязательства. Задача была решена. Таких задач у нас десятки, сотни. К нам обращаются по вопросам, например: «Вот у нас старенькое медицинское учреждение, ФАП, участковая больница. Надо новую построить, либо делать капитальный ремонт». Мы выезжаем, смотрим, оцениваем. Вместе с коллегами из Министерства здравоохранения, Министерства финансов вводим эти необходимые деньги. Были в Анапе, например. Мы осматривали вместе с комитетом состояние учреждений. Есть совершенно прекрасное здание, которое требует серьезного капительного ремонта. Вот это видно. Вот у нас работа, связанная с обеспечением здравоохранения законами, правильными деньгами, постановлениями, направлениями и приоритетами. Вот это профиль работы комитета. 

— Сколько заявок вы примерно в год обрабатываете?

Николай Петропавловский: Да мы никогда не считали. Знаете, когда у нас был ковид, у нас был побит абсолютный рекорд. К нам в комитет обратилось за месяц 3,5 тысячи граждан. Я отвечал каждому, писал письма, чуть рука не отвалилась. Я обязан ответить письменно на каждое обращение любого гражданина. Да, 3,5 тысячи ответных писем подписал. Это связано с вакцинацией, QR-кодами. Вы помните, да? Когда были куча вещей, которые сейчас вспоминаются уже как прошлая жизнь. А тогда это была очень актуальная и очень значимая. 

— Кстати, вы затронули тему ковида. А, по вашему мнению, с началом СВО, санкций, вам не кажется, что ковид как-будто бы отошел на второй план?

Николай Петропавловский: Ничего подобного. Знаете, ковид и сейчас есть в Краснодарском крае. На сегодняшний день у нас фиксируют ежедневно. Просто ковид перешел в разряд сезонных болезней таких же как грипп, ротавирус и так далее. Он стал сезонной болезнью. Он выродился уже в каком-то 20 поколении. Он стал заразным, но не таким опасным, каким он был в самом начале. Моя личная точка зрения, коронавирус — это искусственное создание американских ученых, которые в Ухане работали, экспериментировали с летучими мышами и с коронавирусами. И полмира чуть не грохнули. Ненавижу. 

— Мы много говорим про нехватку кадров в наших больницах. По вашему мнению, какие действия необходимы со стороны государства, чтобы убрать этот дефицит?

Николай Петропавловский: Знаете, тема крайне актуальная. Причин несколько. Знаете, очень люблю объяснять метафорами. Представьте себе. В школе все учились, физику учили, помните задачку про бассейн? Вот такой бассейн: в трубы втекает, в трубы вытекает, скорость. И смотришь — бассейн наполняется или нет. Государственное здравоохранение — это бассейн. У него втекает в трубы наши колледжи с филиалами, которых огромное количество в Краснодарском крае. Наш прекрасный медицинский университет. Редкое количество людей, которые переезжают из других субъектов, тоже есть такие. А вытекает из этого бассейна огромное количество труб большого диаметра. В первую очередь — частное здравоохранение. Все работники частных клиник — это бывшие работники государственных учреждений. Там работа получше, зарплата побольше, допустим. Это санаторно-курортный бизнес. Сейчас очень  принято стало при санаториях создавать медкомплексы, в которых лечат. За это готовы люди платить деньги. Туда тоже врачей забирают. Косметология, фармация. Не буду продолжать. И вот десяток труб на выход.

А Краснодарский край — территория единственная в России с колоссальным количеством санаторно-курортных комплексов, которые есть и которые сейчас строятся. Вот в Анапе, где мы вчера были, а я спросил руководство города: «Сколько у вас таких мощных комплексов проектируется, строится одномоментно?» 15 огромных 4-звездочных комплексов. Поверьте, в каждый из них понадобятся врачи. И они их заберут вот с этого бассейна, поэтому мы всегда работаем на пределе. Привлекаем врачей из других субъектов с помощью жилья, которое предоставляем в первую очередь. С помощью повышения заработной платы, с помощью оплаты в ряде приморских городов съемного жилья. Не каждому «по карману», допустим, снимать жилье в черноморских городах — это дорого. Мы за счет муниципальных, краевых денег компенсируем эти выплаты, тем самым говоря: «Давай, живи, работай, а мы тебе жилье компенсируем». Другие льготы, связанные с ипотекой, «земский доктор» и так далее. Это все стандартные вещи. С 1 апреля было большое повышение для малых населенных пунктов для врачей. Поверьте, это будет мощнейший стимул. Некоторые городские главврачи боятся, что будет отток теперь в обратную сторону — поедут в село, потому что там приличный бонус. 

— На юге России вырос спрос на антидепрессанты, кондитерские изделия и алкоголь. Цифры увеличились на 20%. По вашему мнению, с чем связаны такие показатели?

Николай Петропавловский: Антидепрессанты — вопрос интересный. А вот сладости и алкоголь, как и продукты питания, совершенно объяснимы. В прошлом году у нас в крае было 20 млн человек туристов и визитеров. Вы знаете, эксперты различают. Туристы — это те, которые, я извиняюсь, ночуют, живут более одного дня. Визитеры — это те, которые утром приехали, вечером уехали, допустим, из соседних субъектов. 20 млн человек и порядка 6 млн — Крым, через Крымский мост туда и обратно. И вот эти все люди, приехав отдыхать, поверьте, вряд ли в книжных магазинах увеличились продажи. Люди приехали отдыхать, и товары пляжного спроса, еда, сладости, алкоголь, безусловно, тем более что кубанские вина поднялись в качестве заметно за последние несколько лет, стали тем объектом спроса.

Я был с коллегами в Абрау-Дюрсо, видел, когда туристы, приехавшие из Новороссийска, выходили из магазинов. Каждый в двух руках тащил продукции завода, сколько унести могли. Покупали это дело. Это очень выгодно нашим производителям на этот дополнительный спрос. Антидепрессанты — я не считаю жителей Кубани депрессивными, честно говорю. Не готов это комментировать, потому что по нашим индикаторам повышенный уровень депрессии связан у определенных слоев населения, у которых повышенная тревожность. Все-таки время сейчас не простое. А так я не готов сказать. 

— Мы часто затрагиваем тему искусственного интеллекта. Даже в некоторых операциях используются новые технологии. А сможет ли искусственный интеллект заменить врача, например, терапевта, чтобы просто поставить диагноз?

Николай Петропавловский: Никогда. Никогда не сможет. Даже в отдаленной перспективе. Но искусственный интеллект уже работает. Я на конференции, в силу того, что у меня первое образование техническое, встречался со специалистами как раз по искусственному интеллекту в медицине. И смотрел, где и как его применяют. Совершенно блестящее направление применения. Например, все женщины должны проходить через определенный срок маммологию для того, чтобы определить риски для собственного здоровья. Это огромное количество цифровых УЗИ, рентгенов и так далее. Люди, которые осматривают, могут ошибаться.

Искусственный интеллект, специально обученный находить подозрения в этих цифровых фотографиях, цифровых видео, находит все. А врач должен проверять искусственный интеллект. Я извиняюсь, не является ли это дефектом процесса съемки. Решение всегда принимает врач. Но рутинную огромную работу ИИ совершенно прекрасно делает. В Москве, например, все женщины включены в систему обработки искусственного интеллекта результатов анализов. Первично. Потом это предоставляется врачу. Решение принимает врач. Искусственный интеллект еще не дошел до того момента, чтобы все делать. Нет. 

Блиц-опрос с Николаем Петропавловским 

— Ваш идеальный выход?

Николай Петропавловский: Выспаться — раз. Побыть с семьей на природе — два.

— Какие черты характера считаете в себе наиболее сильными, а над чем нужно еще поработать?

Николай Петропавловский: Целеустремленность, оптимизм, упертость в хорошем смысле слова. Я Овен. Работать нужно над обратными сторонами — быть более сдержанным иногда. 

— Горы или море?

Николай Петропавловский: Горы. 

— Николай Николаевич, спасибо за беседу! И желаем всем крепкого здоровья.

Николай Петропавловский: Удачи.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное