Вторник, 08 октября 2024

ЦБ

$ 96.06

105.31

BRENT

$ 79.67

/

7653

RTS

916.17

Александр Полиди: «Экономика ЮАР напоминает российскую из-за похожего политического прошлого»


Лента новостей

Доктор экономических наук, профессор и заслуженный экономист Кубани Александр Полиди в составе «КубА» клуба посетил с визитом ЮАР. В разговоре с BFM Кубань бизнес-консультант рассказал об экономическом потенциале африканской страны, а также схожести и различиях экономик ЮАР и России

Фото: Йоханнесбург, stockgiu/freepik.com

«ЮАР — самая быстроразвивающаяся экономика континента»

– Здравствуйте, Александр.

Александр Полиди: Здравствуйте, Артем.

– Недавно вы в составе «КубА» клуба посетили ЮАР. Чем для экономиста интересна эта страна?

Александр Полиди: Страна действительно очень интересная. Сегодня Африка — самый быстроразвивающийся регион мира. И есть такое мнение, причем оно обоснованное, подтвержденное статистическими данными, что это будет самый быстрорастущий регион на ближайшее 30-летие как минимум, а то и 50 лет. Для нас ЮАР это, конечно, новое открытие. Это страна, которую мы не знали. Она очень загадочная, это далеко, это самая южная точка мира, можно сказать, перед Антарктидой. 

Как для экономиста, эта страна быстроразвивающаяся. Это страна со структурой экономики, которая является для нас в чем-то похожей, в чем-то очень отличной. Но я бы сказал, что экономика ЮАР развивалась достаточно похоже по политическим событиям на российскую экономику. Потому что в 1861 году у нас отменили крепостное право, а 1834 году в ЮАР отменили рабство. В 1994 году ЮАР избавилась от апартеида, политики расовой дискриминации, а, как известно, в конце 80-х мы избавились от коммунистического наследия. Поэтому в принципе те политические этапы развития государства, наложенные на экономику, они вполне соизмеримы. На сегодня ЮАР — самая высокоразвитая экономика континента. И это очень перспективный партнер России, хотя бы потому, что ЮАР входит в БРИКС, которая на сегодня очень авторитетная и емкая организация экономического сотрудничества.

– Александр, какие отрасли экономики в ЮАР развиваются наиболее интенсивно?

Александр Полиди: Ожидаемо это сельское хозяйство, еще более ожидаемо — логистика и транспорт, потому что это мощнейший мировой логистический центр. Экономическое и географическое положение страны таково, что оно очень удобно с точки зрения обработки, в первую очередь, контейнерных грузов, перевалки тех мировых грузовых потоков, которые только крепнут. Также ожидаемо — это развитие промышленности и туризма.

По поводу туризма я вижу — то, что мы проходим в течение нескольких десятилетий, ЮАР проходит в течение нескольких лет. Уровень развития туризма сегодня такой, что это в какой-то степени эталон и образец для подражания, профессиональным термином — бенчмарк, для многих наших курортов. Потому что это в классическом виде исполненная полярная модель масс-маркета и премиум-маркета. Это модель, которая очень органично в себе сочетает традиции европейского гостеприимства, потому что это все же бывшая голландская и британская колония, с очень серьезным влиянием европейской цивилизации. Но это совершенно не мешает ЮАР быть очень самобытной страной, развивать самобытный, этнический или культурный туризм. Я думаю, что эти отрасли и перспективны, и интересны для нас. Наверное, они являются центрами притяжения для сотрудничества с Россией, что нас и интересовало там.

«Количество свобод в ЮАР впечатляет»

– Каков уровень жизни в стране и какова его динамика?

Александр Полиди: Как я уже сказал, ЮАР — самая быстроразвивающаяся экономика континента. Что для меня было характерным – когда смотришь на экономическую структуру, а также производительные силы, отраслевую структуру, те традиции или устои экономической культуры, которые есть в этой стране, вот здесь, мне кажется, прекрасный симбиоз и прекрасный пример того, как колониальное прошлое не является каким-то тормозом или историей с не очень хорошим оттенком, а это как раз те традиции и то влияние, которые сохранились. И эти влияние и традиции в значительной степени определяют экономический облик страны сегодня. Но при этом эта страна очень мощная на африканском континенте как крупнейшая экономика. И соответственно самобытность экономики ЮАР, она тоже имеет место быть. Сегодня сочетание прошлого, настоящего и будущего здесь очень явное.

Конечно, нас интересуют какие-то статистические сравнения. По уровню ВВП на душу населения показатель в ЮАР примерно в два раза меньше, чем в России. По паритету покупательской способности. При том, что уровень средней заработной платы в среднем — 1300 долларов. Это гораздо выше, чем в России, в два раза как минимум, а то и в три. При том, что уровень дифференциации доходов, то есть разницы между низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения, очень серьезный. Но тем не менее, 1389 долларов — это среднерегистрируемая заработная плата в стране. Конечно, впечатляет.

Читайте также: Александр Полиди: Экспорт экономического роста — уникальная роль России в 2022 году на мировом рынке При том, что в стране очень высокий уровень безработицы, он там примерно 25%, в отличие от менее 1% в России. Опять же, с одной стороны, это серьезный социальный прессинг, зажим и вызов, но, с другой стороны, это очень серьезные возможности для развития бизнеса. Потому что высокий уровень конкуренции на рынке труда способствует росту производительности, причем опережающему росту, по сравнению с зарплатоемкостью, а это один из мощнейших драйверов развития любой экономики. То, чего, кстати говоря, нет в России. Колоссально дефицитный рынок труда и демографические зажимы, которые есть у нас, не позволяют сегодня уверенно говорить о том, что рынок труда в ближайшее время не будет тормозом. У нас будет тормозом то, чего нет в ЮАР. 

Наконец, эта страна — очень мощный получатель иностранных инвестиций. По уровню комфорта ведения бизнеса это 39-е место в мире. Здесь мы в два раза отстаем даже по номеру места со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потенциал у страны очень высокий.

– Чем интересна экономика ЮАР для сотрудничества с российским бизнесом?

Александр Полиди: Это очень широкие возможности в сельском хозяйстве, в АПК. Я предполагаю, что сотрудничество — это двустороннее движение. Как наш бизнес может дать серьезные возможности для бизнеса ЮАР, так и их бизнес может дать серьезные возможности для нас. Мы посетили несколько сельскохозяйственных предприятий, в частности виноделен, и по той культуре производства, по тому, что было нам продемонстрировано, кстати в нашей группе были фермеры и предприниматели в области АПК, как раз все отметили высочайший уровень развития сельского хозяйства. Именно культуры и земледелия, и животноводства, поэтому я думаю, что отрасль номер один, в которой мы можем взаимовыгодно сотрудничать, это, конечно, сельское хозяйство и переработка. 

Безусловно, это логистика, потому что те новые логистические цепочки, которые выстраиваются, и в которые мы встраиваемся, в том числе и по причине переориентации нашей экономики на восток и на юг, вот здесь наверное нет лучшего приложения для логистических компаний, для выстраивания новых эффективных логистических цепочек, чем ЮАР.

Безусловно, это все, что касается туризма. Я отметил для себя лично, что интерес к нашей стране, к культуре нашей страны, самобытности, он очень высок в ЮАР. Равно как и интерес россиян к ЮАР тоже очень высок. Для меня было, например, открытием, что очень значительная часть самолета, которым я летел из Стамбула в Кейптаун, была представлена как раз россиянами, русскими туристами.

– Что из увиденного можно перенести на нашу почву?

Александр Полиди: Для меня это как раз не противопоставление, а умелый симбиоз между тем, что дало ЮАР колониальное наследие и серьезное продолжающееся влияние европейской бизнес-культуры, и той самобытности, и тех возможностей для бизнеса, экономики, человеческого потенциала, которые формируются внутри страны. Для меня действительно было очень показательным, что страна в этом не видит конфликта, а видит в этом возможности. В принципе, история отмены апартеида — это достаточно новая история, он был отменен как государственная политика в 94-м году. Это совсем новая история. При этом количество свобод, не дискриминации в бизнесе и гражданском обществе, в ЮАР впечатляет. И я думаю, что как раз это непротивопоставление прошлого и настоящего, европейского и африканского, дает серьезный синергетический эффект. То есть эффект развития в непротиворечивой среде. В этом смысле нам есть чему поучиться.

«Россиян прекрасно встречают в ЮАР»

– Как по вашим ощущениям обстоят дела с инвестиционным климатом в стране?

Александр Полиди: По комфортности делового климата журнал «Форбс» присвоил ЮАР 39-е место. И вот та государственная политика, которая после отмены апартеида является центральной, отсутствие всякой дискриминации — дискриминации капитала, смыслов, предприятий, форм собственности, это очень серьезная и пестрая палитра. И насколько я мог за непродолжительное время, 10 дней, понять, инвестиционный климат там благоприятный. Еще один такой момент — в стране семимильными темпами развивается цифровизация. Здесь, конечно, Россия впереди, мы на несколько шагов опережаем уровень цифровизации и в сервисах, и в доступности, и в качестве. Но тем не менее, тот потенциал, который сегодня реализуется в сфере цифровизации, в сфере приложения инвестиций, в качестве инвестиционного климата, нам здесь есть чему поучиться и что повзаимствовать. Равно как и им от нас, в части технологий.

– Александр, как вас встречали, когда понимали, что вы из России?

Читайте также: Улучшение качества жизни в России. За счет чего оно станет возможным? Александр Полиди: Прекрасно встречали и принимали. Даже на бытовом уровне, когда виден интерес к стране, в бытовых разговорах. Поскольку там 12 национальных языков, официальных, которые прекрасно уживаются друг с другом, но все говорят на английском, поэтому для людей, которые знают английский, в общении нет каких-то зажимов. Всегда было очень интересно, когда у людей обобщенное представление, что в России холодно, снег... И когда ты говоришь, что с Кубани, где растет виноград и производят такие же прекрасные вина, как делаете вы... Как раз наши бизнесмены, которые присутствовали, они работают в схожем климате, в схожих экономико-географических условиях. Это всегда вызывало интерес. Ну и конечно, российская культура тоже всегда вызывала интерес даже на уровне каких-то простых бытовых разговоров.

– Скажите, что бизнесмены Кубани могут предложить ЮАР?

Александр Полиди: Не только для ЮАР, но и для развивающихся стран вообще, мы можем, конечно, предлагать наши технологии. В первую очередь, цифровизация, потому что я не устаю говорить — по уровню и качеству развития цифровых услуг мы находимся на флагманских позициях в мире. Тем более для таких стран, как ЮАР, для быстроразвивающихся экономик, это очень хорошие возможности как по цене, потому что мы понимаем, что конкурентоспособность ценовая российских IT-продуктов достаточно высока, так и по качеству, и по уровню исполнения. Второе, это те наработки, которые есть у российского бизнеса в сфере перерабатывающей промышленности, в сфере строительства, логистики... Я бы не стал вообще ограничиваться видами бизнеса. Например тот же самый банковский бизнес, инвестиционный бизнес. Здесь я бы больше говорил о том, что глобальная конкурентоспособность, то есть способность предложить конкурентоспособные по цене, по качеству, по исполнению, по логистике, товары и услуги, востребованы в любой стране мира. Но учитывая, что БРИКС — это наиболее быстроразвивающаяся ассоциация стран, наиболее быстроразвивающаяся зона мира, где у нас хорошие двусторонние отношения, то здесь я не стал бы ограничиваться какой-то отраслью, конкретными шагами или компаниями. Здесь нужно просто встречное движение, и оно будет однозначно благодарно воспринято. 

– Александр, спасибо за разговор. Будем надеяться на плодотворное сотрудничество России и ЮАР в рамках БРИКС.

– Спасибо.

Добавить BFM.ru в свой источник новостей


Популярное