Понедельник, 17 июня 2024

ЦБ

$ 89.02

95.74

BRENT

$ 82.49

/

7343

RTS

1137.45

Анна Минькова: «Острота в системе образования снята, но проблема сохраняется»


Лента новостей

Заместитель губернатора Краснодарского края Анна Минькова в разговоре с BFM Кубань подвела итоги года для сферы образования и здравоохранения. В 2023 году в регионе активно строили школы, детские сады и поликлиники, но проблема с переполненностью и нехваткой мест на данный момент сохраняется

Фото: Иван Семенец/пресс-служба администрации Краснодарского края

Также мы поговорили о кадровой проблеме — нехватке педагогов и медработников. Замгубернатора отметила, что и в этом направлении Кубань проводит работу, привлекая сотрудников региональными программами.

«В системе образования стройки остаются приоритетом»

– В Краснодаре и крае в 2023 году открылось множество социальных объектов. Давайте подведем итог работы администрации в направлении образования, здравоохранения и культуры. Что удалось сделать за год и что хотелось бы сделать еще?

Анна Минькова: На самом деле социальная сфера очень обширная, поэтому если подводить итоги, то это займет очень много времени. Я постараюсь все-таки коротко ответить на ваш вопрос, тем более, что мы все еще в процессе. Год заканчивается, а мы завершаем еще ряд серьезных проектов и объектов. Вот буквально вчера (25 декабря — Прим. Ред.) глава города Краснодара мне присылал документы по завершению трех школ в Краснодаре. Они получили ЗОС и акты ввода объектов в эксплуатацию.

Если касаться системы образования, то в этом году мы успешно завершили строительство 16 школ, при этом абсолютное большинство из них – это школы больше 1000 мест, и 26 детских садов. Это очень большой объем. И, в принципе, начиная с 2016 года, когда мы зашли в федеральную программу по строительству школ, мы начали активно заниматься этой темой. На сегодняшний день я могу сказать, что острота в системе образования снята, но проблема, тем не менее, сохраняется. Она сохраняется по крупным городам. Это, безусловно, Краснодар, который прирос только в этом году на 10 тысяч школьников. Вы понимаете, о каких объемах идет речь. Город Сочи, Новороссийск, Армавир и ближайшие к Краснодару муниципалитеты. Это Динской и Северский районы по понятным причинам, потому что абсолютное большинство приезжих заезжают в том числе и туда. Мы там видим определенный рост.

В системе образования, безусловно, стройки остаются приоритетом, но в то же время мы понимаем, что есть еще ряд существенных проблем – это кадры, о которых, наверное, мы сегодня будем говорить отдельно, и качество образования. Это вообще отдельная большая тема, но сегодня абсолютно все понимают – что бы мы ни строили, сколько бы новых объектов ни создавали, как бы ни решали задачу в плане «новых стен», мы должны исходить из того, что главное в системе образования – это, конечно, само качество образования. Это на первом месте.

«Краснодар получает самое большое количество школ»

– Анна Алексеевна, вы сказали про строящиеся школы. Недавно департамент образования Краснодара сообщил, что в городе не хватает примерно 70 школ, а в год необходимо открывать по 11-12 учреждений, чтобы выполнить задачу. Это выполнимо для города?

Анна Минькова: Департаменту образования города Краснодара, буду говорить откровенно, я сделала замечание за подобного рода вещи. Во-первых, эта проблема очевидна, мы ее знаем и понимаем. Другой вопрос – надо ли на этой проблеме каждый раз делать себе репутацию. Просто посмотрите, сколько на сегодняшний день людей живет в Краснодаре. Мы все с вами знаем официальную цифру – 1,6 млн. Но в то же время мы прекрасно понимаем, что эта цифра гораздо больше, потому что не учитываются те садоводческие товарищества, которыми окружен город Краснодар, где живет достаточное количество людей. Они учатся и лечатся в тех объектах, которые расположены в Краснодаре. Объективно мы понимаем, что сегодня в Краснодаре за 2 млн жителей.

Еще один серьезный вопрос – где строить школы в Краснодаре? Это всегда тема №1. Когда мы исходим из того, что Краснодару нужны новые школы, а он и так получает самый большой объем по строительству, мы всегда сталкиваемся с этой проблемой. Где эти земельные участки? Сегодня, чтобы построить школу на 1100 мест, нужно 3 гектара. Чтобы построить школу на 550 мест, нужно 3 гектара. Есть стандарты, обязательные условия, которые мы должны выполнить. В противном случае мы не можем заявиться, не можем запроектироваться, если земельный участок по каким-то причинам не подходит нам. Дальше – абсолютное большинство земельных участков находится в частной собственности. И сегодня в новых микрорайонах большая проблема куда-то «посадить» школы. Про старый центр Краснодара я вообще молчу – здесь новую школу просто некуда «посадить» объективно. Хотя эту задачу тоже нужно каким-то образом решать.

Поэтому здесь нужно быть очень аккуратными в своих высказываниях. Сегодня Краснодар в рамках нацпроектов, то есть за федеральные деньги, и в рамках региональных программ уже построил самое большое количество школ. Их больше 30 с учетом того, что в этом году Краснодар получил 10 школ. И это самая большая цифра. Главным образом нам сегодня за счет уже вводимых школ нужно закрыть переполненность действующих. Проблему мы от себя не прячем, такой задачи нет, но когда в школу на 1500 мест в Восточно-Кругликовском микрорайоне зашло на обучение 6000 детей, вы же понимаете, какая это нагрузка. И на сам объект, и на учителей. Отсюда мы с вами получаем весь тот негатив, в том числе, по качеству образования. Когда в классе больше 40 человек, сложно говорить о том, что преподаватель справится с этой задачей. Повторюсь, Краснодар – город столичный, он с самой сложной ситуацией, и получает соответственно больше, чем другие муниципальные образования в плане ввода новых объектов.

«Нельзя просто переманивать педагогов из других школ»

– Анна Алексеевна, а что вообще означает открыть новую школу? Насколько это трудно и с какими проблемами сталкиваются школы, чиновники, когда само здание уже сдано в эксплуатацию?

Анна Минькова: Это очень многогранная задача. Все, что касается строительного блока – всегда есть какие-то проблемы. Просто потому что любая большая стройка без проблем и задержек не бывает. Хотя я, опять же говоря о Краснодаре, могу сказать отдельные слова благодарности городу, потому что у нас есть прецеденты, когда объекты сданы раньше срока. За это отдельное спасибо – понимают задачу, понимают, что у них есть высокая потребность, что есть серьезный резонанс среди населения. И стараются сдать объекты. В частности, в этом году завершили строительство новой школы в Елизаветинской, а по срокам она должна была быть сдана в следующем году. Но из-за того, что есть высокая потребность, постарались и сделали.

Конечно, это не просто стены и кровля – и можем заводить детей. Это наполнение смыслами. В структуре проектной документации обязательно есть оборудование. Оно дорогостоящее и должно быть современным. Сегодня все классы в новых школах оборудованы интерактивными досками. В новых школах обязательно есть классы физики, химии, робототехники, труда – отдельно для девочек и мальчиков, несколько спортзалов, хореографические залы, кабинеты музыки, кабинеты логопедов, дефектологов, психологов. Сегодня в новые объекты закладываются совершенно другие смыслы. Думаем и о том, что следует за самой системой образования. Это питание в школах. Мы сегодня по указу президента исполняем и обязаны обеспечить детей младших классов бесплатными горячими обедами и завтраками. Первый вопрос – качественные пищеблоки. Следим за этим очень внимательно, чтобы это было вкусное и здоровое питание. Дальше – педагоги. Сюда же мы включаем и отдельную идею о том, что новая школа должна дать новый качественный образовательный результат. То есть педагоги должны совершенствоваться и учиться. У нас для этого есть институт развития образования, через который проходят 15 тысяч человек ежегодно, повышая свою квалификацию. Задача на самом деле очень и очень важная. И задача не просто переманить учителей из соседней школы, так мы в принципе никогда кадровую проблему не решим. Задача привлечь новых педагогов. Например, я была на открытии школы на Конгрессной. Могу сказать, что весь микрорайон – это приезжие из других субъектов РФ. В школу набраны 100 педагогов, и 90% из них – приезжие. Вот это грамотное, правильное решение. Неграмотное решение – это когда мы переманиваем учителей из соседней школы, чтобы закрыть кадровый вопрос. Это огромная, всеобъемлющая задача.

Новая школа – это другое финансирование, на бюджеты ложатся другие затраты. Это новые учителя, тема питания, воспитания и все, что с этим связано. И мы предполагаем, что школа, обладающая такими ресурсами, включается в процесс допобразования. Это значит, что ребенок должен иметь возможность получать музыкальное образование, должны быть хореографические кружки или спортивные секции. Может быть, иностранные языки, но в разумных пределах. И так далее. Это не просто школа как объект, это еще и новые смыслы. Мы туда должны их привнести, они должны заработать и дать соответствующий эффект. Я всегда говорю – новая школа сама по себе это хорошо, дайте результат. Когда мы даем педагогам возможность преподавать в соответствующих условиях, у них все есть, чтобы обучать по новым программам – различное оборудование, очень интересное, уникальное. И у ученика появляется такая возможность. Это значит, что мы должны получить образовательный эффект – победителей и призеров олимпиад, стобалльников по ЕГЭ и так далее. Мы должны получить качественный результат, ставя перед собой задачу решить вопрос школьных мест, но исходим из того, что решаем проблему повышения качества образования.

«В крупных городах нет федеральных программ по строительству поликлиник»

– Анна Алексеевна, у краснодарцев есть вопросы и к системе здравоохранения. Не хватает поликлиник, особенно остро это ощущается в новых микрорайонах города. Дома застройщики построили, а про больницу «удачно» забыли. Каким образом может быть решена такая проблема?

Анна Минькова: Губернатор уже достаточно давно поставил задачу всему строительному блоку – не выдавать разрешение на строительство многоэтажных домов или микрорайонов без решения социальной проблемы. Это значит, что сегодня при проектировании и строительстве учитывается и школа, и детский сад, и обязательно поликлиническое звено.

Что касается нехватки поликлиник, безусловно, да. Здесь, опять же, исходим из того, о чем я говорила выше – сколько населения в Краснодарском крае. Поликлиника рассчитана на 20 тысяч приписного населения, а сегодня там 80 тысяч. Задача эта непростая, потому что нет участков, нет федеральных программ в крупных городах. Стартовала федеральная программа в рамках нацпроекта по модернизации первичного звена. Она касается населенных пунктов численностью до 50 тысяч человек. Мы активно приняли в ней участие, заявили 19 поликлиник. Если говорить о Краснодаре, то это будут поликлиники в поселке Российском, детская поликлиника и Елизаветинская. Часть из этих 19 уже завершают. Я думаю, к марту восемь поликлиник будут сданы, а 11, соответственно, до конца 2024 года, и несколько в 2025. Это что касается нацпроекта.

Задачу решаем поэтапно. В этом году мы уже открыли две новые поликлиники – подразделение поликлиники №12 в Краснодаре на улице Античная и еще одно подразделение на улице Толбухина. Самое главное, что сейчас мы нашли по поручению губернатора средства в региональном бюджете, начали проектирование пяти больших поликлиник. Две из них будут в Краснодаре, еще по одной – Сочи, Новороссийск и Армавир. Это то, что мы будем строить за свой счет.

Также вы знаете, что сдана вторая очередь Краевой клинической больницы №1. Очень красивая, но это не самое важное. Главное, что она сегодня отвечает современным требованиям. Впервые на юге страны появилась гибридная операционная, появилось диагностическое оборудование, которое позволяет нам сегодня правильно ставить диагнозы и рассчитать маршрутизацию пациента таким образом, чтобы продлить его жизнь и улучшить ее качество. За это сегодня отвечает, в том числе, и первичное звено. Мы в этом году построили 14 офисов врачей общей практики за счет региональных средств и 10 ФАПов за счет федеральной программы. И мы очень много ремонтируем. 36 объектов здравоохранения по краю были отремонтированы за региональный счет, еще шесть объектов капитально отремонтированы по федеральной программе. Ситуация на сегодняшний день уже улучшается.

Другой вопрос – кадры. Как и в системе образования. На сегодняшний день нам не хватает 2,5 тысячи врачей и более 3 тысяч медицинских работников. Как мы это решаем. Мы открыли два новых колледжа в регионе, где дополнительно будем учить на специальность медицинская сестра, медбрат и фельдшер. Более того, призвали все муниципальные образования находить земельные участки или здания, которые по каким-то причинам не эксплуатируются, для того, чтобы мы могли открывать там новые дополнительные медколледжи. Мы сегодня увеличили целевой набор. Вы знаете, что по поручению губернатора уже два года успешно работает программа – так называемая «социальная ипотека», 1 млн рублей для первоначального взноса. И ею очень активно пользуются и врачи, и педагоги, и социальные работники. Нигде, ни в одном субъекте, ничего подобного нет. Кадровую задачу мы так или иначе решаем. Я надеюсь, с учетом того, что мы много вкладываем в систему здравоохранения, много ремонтируем, нам удастся и в этом вопросе продвинуться.

– Спасибо за разговор, Анна Алексеевна.

Анна Минькова: Спасибо вам большое. Пользуясь случаем, я хочу всех поздравить с наступающим Новым годом и пожелать всем, главным образом, конечно, здоровья. У нас так министр здравоохранения говорит: все можно пожелать – и счастья, и удачи, и любви. Но все это не нужно, если у нас нет здоровья. Пусть все будут здоровы.

Добавить BFM.ru в свой источник новостей


Популярное