Четверг, 02 мая 2024

ЦБ

$ 93.27

99.96

BRENT

$ 83.88

/

7823

RTS

1174.68

Ольга Шалимова, Представительство МИД: «Активно ищем и находим партнеров для Кубани на глобальном Юге»


Лента новостей

Краснодарский край и республика Адыгея имеют множество внешних связей и сотрудничают с зарубежными странами на региональном уровне. О том, как происходит взаимодействие, BFM Кубань рассказала исполняющий обязанности руководителя представительства МИД России в Краснодаре Ольга Викторовна Шалимова

Фото: infobrics.org

Дипломат рассказала о работе регионального представительства в Краснодаре и связях с зарубежными странами в условиях санкционного давления.

«Вся страна сейчас разворачивается к глобальному Югу»

– Здравствуйте, Ольга Викторовна.

Ольга Шалимова: Добрый день.

– Ольга Викторовна, вы возглавляете представительство МИД в Краснодаре. Какие функции оно осуществляет, в чем состоит ваша работа?

Ольга Шалимова: В первую очередь, хочу поприветствовать всех радиослушателей и коротко рассказать о нашем представительстве. Мы существуем довольно давно и являемся территориальным органом МИД, то есть по сути мы федеральная структура в нашем регионе. У нашего представительства два курируемых субъекта — занимаемся Краснодарским краем и республикой Адыгея. Всего на территории России действует 38 представительств МИД, но в целом структура МИД гораздо больше. Вы знаете, что есть точки зарубежные, у них свои функции. Это посольства, генеральные консульства, просто консульства. И представительства при международных организациях. Таких также довольно много — АСЕАН, ООН, перечислять все не вижу смысла. 

Что касается конкретно представительств МИД на территории субъектов РФ. Это территориальный орган, который уполномочен организовывать координацию действий субъекта при осуществлении ими внешних связей. А внешние связи могут быть достаточно широкие. В первую очередь, это внешнеэкономические связи, как вы правильно заметили. Но не только они. Существуют связи гуманитарные, образовательные, медицина, эвакуация... Круг достаточно большой. Исключены только политические вопросы. Наши субъекты, поскольку мы федеративное государство, они по Конституции имеют права на осуществление этой деятельности. Чтобы эта деятельность была увязана с единой позицией центра, существуем здесь мы. И мы в рамках своей работы, своих задач взаимодействуем и с региональными властями, и с муниципальными властями. С некоторых пор существуют поправки в профильном законодательстве, которые усилят это направление работы с муниципалитетами. 

Также мы работаем с федеральными структурами, находящимися здесь. На постоянной основе мы работаем с полномочным представителем президента, который курирует Южный федеральный округ. То есть схема действует для всех представительств, такая же она и у нас.

– Ольга Викторовна, Кубань и Адыгея имеют внешнеэкономические связи. Недавно в Краснодар приезжал премьер-министр Белоруссии, а в Адыгее побывал консул Турции. С какими еще странами сотрудничают регионы?

Ольга Шалимова: В первую очередь, хочу сказать, что это только та информация, которая на слуху, потому что визиты состоялись недавно. А в целом у нас гораздо шире и интереснее международная жизнь здесь, в регионе. И поездки наших официальных лиц тоже насчитывают гораздо больше точек. Как минимум, мы можем упомянуть, что наш регион имеет незамерзающие порты и выходы к морю. Это для всей страны в текущей экономической ситуации в мире серьезное подспорье. Мы активно используем этот приоритет и развиваем отношения как с Турцией и Абхазией, с которыми у нас ближайшее соседство, так и с Ираном – в настоящее время идет активное взаимодействие. В целом можно сказать, что не только с ближайшими. И с Центральноазиатскими республиками выстраиваются отношения. В силу незаконных рестрикций, которые в простонародье мы называем санкциями, в принципе вся страна сейчас развернулась к так называемому глобальному Югу. То есть, например, страны Африки, страны Центральной Азии... Мы сейчас активно ищем партнеров. И мы их находим, они у нас есть. С кем-то только в зародыше отношения, с кем-то они уже на достаточно широком профиле. К примеру, Иран интересуют наши компетенции в строительной сфере, сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, поставках наших зерновых, зернобобовых, масличных культур.

Для продвижения товаров кубанских производителей в Африке и на Ближнем Востоке в 2024 году планируется создание и открытие торгового павильона в Египте. Белорусские партнеры, которых вы упомянули, начали в марте 2023 года выпуск комбайнов и жаток «Гомсельмаш», как вы знаете, на территории Кубани. Договорились с руководством региона об организации целого спектра сборочных производств, обслуживания этой техники. И это создаст новые рабочие места, увеличит поступления в региональный бюджет. Сейчас в разработке находится взаимодействие с Центральноазиатскими республиками. В том числе такой острый вопрос, как привлечение внешней трудовой силы. Этот вопрос действительно на слуху у работодателей и российских, и у наших партнеров за рубежом. 

Что касается взаимодействия нашего региона с другими странами, я бы хотела отметить, у нас на территории края работает генеральное консульство Турции в Новороссийске, генеральное консульство Греции там же. Наш регион относится к консульскому округу генерального консульства республики Армения, базируется в Ростове-на-Дону. Генеральное консульство Румынии в Ростове-на-Дону, но в настоящий момент ряд дипломатических миссий не имеют глав. Вы сами понимаете, в силу каких обстоятельств. Это же нужно отметить относительно генерального консульства Республики Кипр, которое в Краснодаре работает, но сейчас находится без руководства. Также отмечу, что у нас есть взаимодействие с генеральным консульством Республики Узбекистан (Ростов-на-Дону), генеральным консульством Республики Казахстан в Астрахани, консульским агентством Республики Монголия в Калмыкии. То есть в силу своего географического положения наше представительство взаимодействует с теми зарубежными дипломатическими миссиями, которые располагаются в ЮФО. И мы помогаем им работать с нашими структурами здесь. Являемся таким «проводником», так сказать.

«Воплощаем в жизнь концепцию «Большого Евразийского партнерства»

– Ольга Викторовна, вы упомянули нехватку рабочей силы и возможность привлечения ее из-за рубежа. В целом, сколько на Кубани и в Адыгее мигрантов?

Ольга Шалимова: В первую очередь, поправлю. Я упомянула то, что стоит вопрос о привлечении внешней трудовой силы. Я не говорю о ее нехватке, потому что как таковую статистику представительство не ведет, это не наша компетенция. Я могу сказать, что вопрос правового урегулирования положения мигрантов здесь и необходимости привлечения их или ограничения их работы на предприятиях края, он лежит в сфере других структур. Однако мы подключаемся к нему только в рамках нашей компетенции. Поэтому статистику дать вам по этому вопросу я не могу. 

– А в чем заключается ваша работа с мигрантами?

Ольга Шалимова: Вы понимаете, что как иностранные граждане, они имеют свои права здесь, на территории РФ, если их правовой статус был урегулирован, если они здесь на официальных основаниях. В то же время, если эти граждане не на официальных основаниях здесь, то есть нелегально, это тоже вопрос, который необходимо решать с дипмиссиями, гражданами стран которых они являются. Соответственно, в случае, если у работодателя возникают вопросы с их иностранными работниками, это вопрос к нам. Мы эти вопросы должны передавать в дипмиссии, должны помогать их урегулировать — защитить права, в случае необходимости сообщить о том, что они будут депортированы либо возникает какой-то критический вопрос, обеспечить право иностранных граждан отдать голоса в рамках каких-либо референдумов или еще что-то, что организовывается их страной у нас в России. То есть по сути наша работа в этой сфере сводится к помощи обеспечения правовых основ из пребывания здесь. То есть в этой точке мы соприкасаемся с бизнесом только по касательной. 

– Вы говорили о направлениях внешнеэкономической деятельности регионов в 2023 году. Какие направления могут быть перспективными в следующем году?

Ольга Шалимова: В первую очередь я бы хотела сказать, что работа МИД в целом и в частности представительства, это всегда преемственность. Мы продолжаем развивать то, что у нас было заложено в этом году и в прошлом году. Соответственно, если говорить о том, чем мы будем заниматься в 2024 году... В настоящее время была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации, в марте этого года, если я не ошибаюсь. Основной вектор развития и усилий российской дипломатии на следующий год запрограммирован был как «Большое Евразийское партнерство». И это уже широкий интеграционный контур, он открыт для всех государств и объединений Евразии, включая в том числе те европейские страны, которые будут к этому готовы. Воплощение в жизнь этой концепции идет уже полным ходом, и мы предпринимаем практические шаги. 

Конкретно в применении к Краснодарскому краю реализуется потенциал регионального сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. Мы как южный регион обладаем уникальным географическим положением. Выход к незамерзающим портам, как я уже говорила, дает нам доступ к мировым транспортным путям. У нас богатейшие природные ресурсы, у нас крупнейший в стране агропромышленный комплекс, способный обеспечить экспортную экспансию в различные регионы мира. Нацелены также развивать потенциал межрегиональных, межмуниципальных и внешнеэкономических связей республики Адыгея. У нее свои преимущества. Природный и этнокультурный кластеры Адыгеи — это факторы туристической привлекательности региона, уже хорошо известный в России. Его предстоит открыть для иностранной аудитории.

«Помогаем бизнесу установить прямое взаимодействие за рубежом»

– Поговорим о бизнесе. К вам обращаются за помощью, чтобы наладить внешнеэкономические связи?

Ольга Шалимова: Помимо участия в консультативном совете по иностранным инвестициям, в котором представительство участвует по приглашению департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края, мы также подключаемся к семинарам по расширению экспортных возможностей малых и средних предприятий. В рамках губернаторской акселерационной образовательной программы «Экспортный бустер». Наши специалисты уже присутствовали на двух таких заседаниях в Славняске-на-Кубани, в Краснодаре. Мы также консультируем экспертов по вопросам обращений в российские загранучреждения. К нам подходят за советом как к дипломатам, имеющим опыт загранкомандировок в дружественных странах. Мы помогаем установить прямое взаимодействие с торговыми представителями за рубежом, где они имеются у Российской Федерации. Если они есть, то как правило это по линии Минэкономразвития. Мы помогаем  установить контакты с посольствами, в которых, как правило, есть экономическая секция. Она бывает ограничена, бывает сведена к одному советнику, бывает это целая группа. И взаимодействие, и поддержка наших усилий региональных здесь, за рубежом, нашими коллегами, это ключевой фактор успеха в продвижении каких-либо бизнес-инициатив. 

К нам уже подходили и обращались по поводу инициатив с Китаем, Индией. Вопросы возникают самого разного характера. Даже со странами Латинской Америки у кубанских бизнесменов есть наработки, несмотря на расстояние, отделяющее нас. Мы также продвигаем согласованные с центральным аппаратом МИД собственные инициативы по активизации внешнеэкономических связей курируемых субъектов. В следующем году планируется присоединить Адыгею к пресс-туру иностранных журналистов, аккредитованных в России, для того, чтобы показать им «сокровище» Северного Кавказа. Ищем возможности по организации презентаций регионов на площадках МИД. В том числе в крупных посольствах, находящихся в нашей стране. 

– Ольга Викторовна, известно, что Краснодар является побратимом десятка городов. Среди них французский Нанси, итальянский Феррара или американский Таллахасси. Осталось ли сейчас взаимодействие с этими городами?

Ольга Шалимова: Несмотря на недружественную политику западных правительств, у Краснодара и других городов Кубани сохранились теплые и даже неформальные контакты с друзьями из городов-побратимов и Европы, и США. Потому что контакты эти складывались десятилетиями. С нами поддерживают гуманитарные связи общественники из Австрии, Германии, Кипра. Обмениваемся визитами делегаций неправительственных, некоммерческих организаций. Организуются телемосты, онлайн-выставки картин. Высоко ценим гражданскую позицию европейских активистов, которые высказались в ходе подобных телемостов в поддержку России в атмосфере тотальной русофобии в своих странах. 

– Спасибо за разговор, Ольга Викторовна.

Ольга Шалимова: Всего доброго, до свидания.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное