Четверг, 02 мая 2024

ЦБ

$ 93.27

99.96

BRENT

$ 83.74

/

7810

RTS

1174.68

Олеся Лавренова, Hh.ru: «Работодателям пора избавиться от стереотипных ограничений»


Лента новостей

В Краснодарском крае в 2023 году зафиксирован рекордный дефицит кадров. Так, на одну вакансию претендуют, в среднем, 3,5 человека, в то время как нормой считается 5 - 7,9 человека на место, говорится в исследовании hh.ru. Наибольший дефицит кадров обнаружили в медицине — одной вакансии соответствует лишь 1,4 резюме, в розничной торговле (1,7 резюме), и автобизнесе (2,3 резюме). Ощутимо не хватает также работников в торговле, строительстве, недвижимости и туризме. О кадровом «голоде» в ряде отраслей заявлял и губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. По мнению главы края частично решить проблему сможет привлечение в отрасли молодежи. О ситуации на рынке труда и о том, что нужно делать работодателям, чтобы привлечь ценных специалистов в интервью Business FM рассказала Олеся Лавренова, директор hh.ru Юг

Олеся Лавренова. Фото: Надежда Лагута

«В стране стареет и убывает рабочая сила»

— Сегодня в студии гостья, которая знает практически всё о рынке труда в крае, в стране и в мире – Олеся Лавренова, директор hh.ru Юг. Здравствуйте, Олеся.

Олеся Лавренова: Здравствуйте. Какое лестное представление, Александр!

— На российском рынке труда сложилась парадоксальная ситуация: компании открывают многочисленные вакансии, повышают зарплаты, а брать на работу некого - утверждают результаты многочисленных исследований различных агентств и компаний по найму. При этом, более всего страдает реальный сектор. Так что же все-таки происходит? Давайте попробуем разобраться. Олеся, сейчас практически все исследования говорят о жесткой ситуации на рынке труда и кадровом голоде. Почему так произошло и насколько серьезная ситуация?

Олеся Лавренова: Отвечаю на последний вопрос. Ситуация, действительно, очень серьезная. Об этом говорят все популярные и авторитетные СМИ, в том числе, о том, что Россия сейчас испытывает колоссальный кадровый голод в очень многих сферах, которые являются в особенности человекоёмкими. Почему так произошло? Ну, на самом деле мы об этом рассказываем достаточно много и, мне кажется, уже из каждого утюга, но, на всякий случай, повторюсь и сегодня про такие четыре всадника Апокалипсиса, которые привели к текущей ситуации. 

Во-первых, это демографическая ситуация в России, которая характеризуется колоссальной убылью населения. В 24-м году у нас прогнозируется всеми нашими демографами рекордно низкая рождаемость и, соответственно, это приведет к достаточно высокой убыли населения в стране. 
Во-вторых, у нас стареет и убывает рабочая сила в стране. Это значит, что у нас становится меньше людей в самом таком лакомом, золотом, работоспособном возрасте. Для общего понимания – по итогам 22-го года у нас стало меньше людей в возрасте до 35-ти лет на 1 млн. 300 тыс.

— Большая цифра!

Олеся Лавренова: Огромная цифра! Поэтому, самое важное, самая ключевая причина, которая привела страну в точку колоссального кадрового дефицита – это демография. Безусловно есть другие причины, которые не могут не оказывать воздействия на ситуацию. Во-первых, это ситуация политическая и мобилизация, иммиграция, которая сейчас существует, ну и дисбаланс в системе образования, который в какой-то момент наплодил большое количество менеджеров, в том числе, как и я, экономистов, финансистов. При том, что сейчас в стране требуются инженеры, строители, рабочие, медики и многие другие профессии, на которых, к сожалению, не обучено достаточное количество кадров. 

«Многим работодателям мерещится очередь из кандидатов»

— Олеся, многим работодателям до сих пор кажется, что вот за забором стоит толпа и что они легко найдут себе работника. Почему так?

Олеся Лавренова: Вы знаете, Александр, есть работодатели, которым действительно повезло, потому что, они сейчас ищут себе сотрудников, которые являются профицитными на рынке труда. Я в принципе, в первом вопросе все уже раскрыла, что есть ряд специальностей, которые действительно имеют достаточную многочисленную соискательскую аудиторию, но, в частности, мы, например в сфере юриспруденции, в сфере маркетинга наблюдаем конкуренцию, например 10-15 человек на место. Это очень высокая конкуренция среди соискателей. 

И вот, пожалуй, если работодатель сейчас ищет себе юриста или маркетолога, у него действительно будет формально очень высокий выбор. Соискателей будет, скорее всего много, другой вопрос, какого они будут качества, на сколько они будут соответствовать требованиям этого работодателя. Ну их, формально будет действительно много. Что касается других категорий сотрудников, очередь точно не стоит и есть достаточно серьезная проблема с работодателями, которым эта очередь по-прежнему мерещится. 

«В Краснодарском крае достаточно острый дефицит кадров» 

— Олеся, с причинами все понятно, неприятно, но все же понятно. А в каких сферах дефицит кадров сильнее? Возможно ли, что есть какие-то регионы, в которых эти же самые профессии профицитные?

Олеся Лавренова: Мы сейчас по своей аналитике не видим ни одного региона, в котором профицит кадров в наших самых популярных сферах: как-то рабочий персонал, производственный персонал, строительство, недвижимость, медицина, фармацевтика и ряд других. Ни где в России нет профицита персонала сейчас в целом. Самый высокий «Индекс hh», наш коэффициент, которым мы измеряем уровень конкуренции на рынке труда, наблюдается в Москве. 

Ну догадайтесь, почему? Потому что Москва постоянно испытывает приток иммиграционный, потому что в Москву стягивается население со всей страны и понятно, что столица в этом отношении находится в самом таком позитивном положении, потому что у них самый большой выбор людей. Но при этом, даже в Москве мы сейчас, отмечаем «Индекс hh» на уровне 4 с «хвостиком». 4,4, кажется, был актуальный уровень индекса на момент августа. Это показатель слабой конкуренции, то есть это преддефицит. В Краснодарском крае же уровень конкуренции находится на уровне 3 — это 3 человека на место, если сильно огрубить методологию, по которой мы рассчитываем индекс и это показатель достаточно острого дефицита кадров. 

— А нельзя сделать какие-то преференции людям из других регионов, где много, например, тех же каменщиков, строителей?

Олеся Лавренова: Их нигде не много, Александр. К сожалению, нет таких регионов, в которых есть «залежи» каменщиков. Нет таких регионов у нас. Поэтому это достаточно острый вопрос и у нас сейчас есть ряд регионов, которые являются донорами для других регионов. Если в регионе, в целом, достаточно низкий уровень жизни, если не очень приятные погодные условия, безусловно люди из этого региона перетекают в Краснодар. Мы это с вами понимаем и такие регионы, хочешь не хочешь, становятся донорами. 

Многие крупные работодатели, понимая текущую ситуацию, понимая вот эту ситуацию с донорством и акцепторством, сознательно размещают вакансии в этих донорских регионах. Я не буду их сейчас называть, чтобы никого не «подводить под монастырь». На самом деле, большинство опытных работодателей знают откуда брать вот эту рабочую силу, которую можно перевезти, и многие работодатели этим пользуются. 

Но дело в том, что есть специальности, я повторюсь, представителей которой нет в избытке нигде. Например, если мы с вами возьмем каких-нибудь операторов станков с ЧПУ, возьмем токарей, фрезеровщиков, их просто, физически не обучили в достаточном количестве, их просто нет в достаточном количестве, поэтому брать их неоткуда. 

«В России сильный прирос в промышленности, но нет необходимого количества персонала»

—​​​​​​​ Олеся, а почему возникла такая огромная потребность, так называемых, рабочих простых профессий?   

Олеся Лавренова: Причин здесь масса и скорее комплексы. Я вернусь к первому нашему с вами вопросу, вроде дисбаланс в системе образования, в какой-то момент достаточно сильно был снижен престиж рабочих профессий в России. Было не модно, не престижно учиться на какую-то рабочую специальность. Было не модно быть поваром, слесарем, сантехником и еще кем-то, вроде этого. Поэтому, мы в какой-то момент учили на старте воронки вот этой, которая, собственно, раскручивает рынок труда, мы получили изначально низкое предложение среди такой категории персонала. 

Во-вторых, текущая экономическая и политическая обстановка в стране повышает спрос очень серьезно на эту категорию персонала. У нас достаточно сильные приросты в промышленности, во всех ее отраслях в стране, которые естественно должны быть обеспечены нужным количеством персонала. Поэтому спрос растет, предложение нет, к сожалению.

«Самый высокий прирост зарплат в категории рабочих специальностей»

—​​​​​​​ Олеся, а как обстоят дела с ростом заработных плат для рабочих профессий и для офисных сотрудников, для тех же, к примеру IT-шников? 

Олеся Лавренова: С зарплатами в этом году ситуация парадоксальная и очень интересная. Во-первых, мы отмечаем в этом году, так называемый, рост заработных плат без роста производительности и без роста компетенции. Почему так произошло? Потому что многие работодатели вынуждены конкурировать за персонал ценой условной. То есть, для того чтобы привлечь хоть каких-то соискателей на ряд специальностей, работодатели устраивают гонку заработных плат и это в первую очередь касается рабочих специальностей, как раз таки. 

Самые большие приросты по заработным платам мы отмечаем именно в категории рабочего персонала в строительстве, производстве. Это три категории, в которых заработные платы выросли за последний год больше всего, быстрее всего. Что касается офисных специальностей. Здесь мы и сейчас отмечаем, и прогнозируем в следующем году прирост заработных плат только на сумму инфляции. Каких-то существенных приростов по отдельным категориям офисных сотрудников мы не прогнозируем и не отмечаем сейчас уже на текущий момент. 

Что касается IT-шников мы наблюдаем первый раз за последние 10 лет. По итогам года мы не отметили прироста предлагаемых заработных плат в IT-шных специальностях. Это произошло в первый раз за последнее десятилетие. 

«Работодателям будет полезно сосредоточиться на человекоцентричности»

—​​​​​​​ А есть ли свет в конце тоннеля вообще и что нужно делать работодателям чтобы привлечь ценные кадры, есть ли какие-то секреты или лайфхаки?

Олеся Лавренова: Я была бы рада сейчас поделиться каким-то золотым секретом или сказать, - послушайте пять пунктов на основе которых вы найдете себе всех-, к сожалению, таких пяти пунктов нет, есть только наши рекомендации, которыми мы сейчас готовы делиться с работодателями.
Первый совет работодателям – более тщательно отслеживать актуальную ситуацию на рынке труда, не полагаться на те знания о рынке, которыми вы обладали пять или даже 10 лет назад. Потому что актуальность данных сейчас истекает на много быстрее, чем это происходило раньше.

Второй совет это - отказываться от всех стереотипных ограничений, которые есть у работодателя в отношении соискателей. Я подразумеваю здесь гендерные ограничения, возрастные ограничения, любые другие ограничения, которые напрямую не связаны с навыками будущего специалиста, да с профессионализмом, с рабочими компетенциями, с личностными компетенциями. Вот все, что не связано с этими категориями, нужно отсекать.

Третий совет – это сосредоточиться на человекоцентричном подходе. У нас есть даже некая ассоциация человекоцентричных организаций. Это крупные компании, которые всячески пропагандируют человекоцентричный подход к найму и к работе с людьми. Большинству работодателей будет очень полезно сосредоточиться на том, чего хотят люди, делать что-то хорошее для людей, делать так, чтобы людям было комфортно, приятно, интересно работать у вас. 

Четвертый совет – это относиться к задачам найма и в целом к задачам, связанным с персоналом точно также, как вы относитесь к маркетинговым задачам. Потому что на самом деле есть очень малое количество отличий в способах привлечения клиентов из способа привлечения соискателей. Те работодатели, которые это поняли, занялись вопросами бренда работодателя и HR маркетинга, уже сейчас испытывают меньшие сложности с тем, чтобы людей привлекать, удерживать и в целом, они имеют некую фору на рынке труда. 

И в-пятых – ну наверное должно быть на первом или втором месте - ничего из мною вышесказанного не сработает, если вы как работодатель не предлагаете своим сотрудникам, своим будущим сотрудникам адекватные материальные условия. Потому что есть, просто некий входной билет на конкурс работодателей и этот входной билет очень простой – это деньги.

—​​​​​​​ Спасибо Олеся за интересную беседу.

Олеся Лавренова: Спасибо, Александр, что пригласили, мне было, как всегда очень приятно! Я хотела бы напомнить девиз hh.ru Юг – «Бизнес делается людьми и для людей», и, если этого девиза придерживаться становится все намного проще!

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное