-
27 марта 2023 09:00
общество
Алексей Мосолов, «Один театр»: «Нельзя театр привязывать к бизнесу, но без коммерческой составляющей он перестанет развиваться»
Лента новостей
В программе «От первого лица» на Business FM Антон Балзовский побеседовал с Алексеем Мосоловым, актером, режиссером и сооснователем «Одного Театра»
В наше время никого не удивишь наличием в городе хотя бы одного частного театра, а то и сразу нескольких. А насколько это прибыльно? Что нужно, чтобы твой театр не только был популярен у зрителя, но и приносил доход? Как сейчас живут частные театры? Обо всём этом в Международный день театра пообщаемся с актёром краснодарского театра драмы, сооснователем и режиссёром «Одного театра» Алексеем Мосоловым.
Приветствую, Алексей!
Алексей Мосолов: Здравствуйте. Добрый день!
Если с государственными театрами, всё так или иначе понятно на какие средства они существуют, то как дела обстоят с частным театром? На какие средства и как устроен финансово частный театр?
Алексей Мосолов: Вы знаете, вот тут прям водораздел мощнейший между государственными и частными театрами. Потому что, одно дело дотации: когда театр существует и за каждого пришедшего зрителя театр получает средства от государства, вплоть до 2 тыс. рублей за одного человека, который пришёл, сел в зрительный зал государственного театра. То в частном театре нужно каждую копейку заработать ногами зрителя. Зритель должен нас выбрать, он должен прийти, посмотреть наш спектакль и вернуться снова посмотреть что-нибудь ещё. И здесь, конечно же, самообеспечение полностью лежит на наших плечах — на плечах частного театра. И, соответственно, становится огромное количество вопросов, как вы правильно сказали. Как с этим жить? Как расширяться? Как иметь собственную труппу? Как ставить качественные постановки? Как привозить передовых режиссеров, потому что гонорары у них тоже немаленькие? Со всеми этими вопросами мы столкнулись, когда открыли театр.
Вы меня подвели ко второму вопросу: когда вы создавали театр, то с каким трудностями столкнулись и большая была команда, которая создавала театр?
Алексей Мосолов: Изначально команда была из трёх человек. Мы трое сооснователей «Одного театра»: Виталий Борисов, Арсений Фогелев и я. Мы все актёры краснодарского театра драмы и решили открыть свой театр. Наши жёны помогали нам — это было основной костяк.
Семейный подряд?
Алексей Мосолов: Семейный подряд, да! Потом вокруг этого костяка стал наш театр обрастать людьми, которые вовлечены, заинтересованы создавать нечто крутое в нашем городе, нечто, отвечающее запросам сегодняшним, конкретно их души. И стало притягиваться всё большее и большее количество людей, стали появляться ресурсы. Первое, конечно же, что у нас появилось, для того чтобы к нам стали ходить зрители, чтобы стали приносить свои финансы — это качественные постановки. Слово «качественное» в театре нетерпимое, потому что к искусству и к творческому нельзя относиться как к продукту, иначе он костенеет, становится фиксированный и тут же увядает, умирает. Поэтому это живой организм и, первым делом, спектакли должны быть интересны, чтобы зрители захотели их посмотреть, обогатиться и прийти ещё. Первая наша постановка — спектакль «Невеста», который мы сочинили от начала до конца сами: от драматургии — написали текст, срежиссировали, поставили, создали декораций — спилили, сострогали, поставили декорации, элементарный свет где-то взяли и заполнили первый зрительный зал. Так стартовал первый частный театр в Краснодаре — «Один театр».
Ходят такие слухи в обществе, что для того, чтобы создать театр — достаточно иметь имя. Достаточно ли?
Алексей Мосолов: Имя, конечно же, надо заработать. Можно обозваться МХАТом или еще как-нибудь. Но далеко ли ты уедешь на этом? Здесь у нас был сразу марш-бросок. Как только мы открылись, мы поставили себе цель: за месяц-два выпустить хотя бы пять премьер. По театральной меркам это огромное количество спектаклей на такой промежуток времени.
Насколько дорогим проект «Один театр» получился изначально по вложениям?
Алексей Мосолов: Самый первый вклад — это были накопленные мной 300 тысяч рублей. Конечно же, сейчас эти 300 тысяч можно помножить в несколько раз, потому что мы открывались 12 лет назад. Но на сегодняшние деньги это порядка 800 тысяч, наверное, можно так представить. Для того, чтобы стартануть просто на арендной площадке, просто что-нибудь на коленке сыграть, грубо говоря. Так с этого мы начинали.
Выгодно ли в наше время делать собственный театр? Мы же все понимаем, что любовь к искусству это одно, а «кушать хочется всегда» ...
Алексей Мосолов: Да-да. Знаете, мы столкнулись с этой проблемой. Нельзя театр привязывать к бизнесу вот так, чтобы называть спектакль продуктом, так и театр нельзя назвать бизнесом. Но и ни в коем случае нельзя отрывать от него коммерческую составляющую. Мы знаем истории художников: Ван Гог, который умер в нищете, но после его смерти картины стали стоить огромных денег. Но в тоже время есть художники, которые здесь и сейчас успешны, не теряя своей художественные ценности: Сальвадор Дали и многие другие, которые при жизни могли обеспечивать и себя, и своё творчество. И поэтому мы с этим вопросом столкнулись. Первым делом у нас, конечно же, во главе угла стояло искусство. Мы топили за искусство, мы создавали спектакли, не доедали, не доплачивали, денег где-то просили, чтобы с нас меньше брали аренду и так далее. Но потом всё равно пришли к тому, что мы хотим, чтобы театр обогащался. Для того, чтобы качество постановок росло, рос уровень сервиса для зрителей, чтобы труппа становилась больше, чтобы наши артисты не только «на сухарях» занимались искусством, но могли себе позволить хорошую жизнь. И тогда мы стали уже исследовать вопросы маркетинга, продаж и продвижения. Вначале это были социальные сети, которые, на интересе к нам зрителей, сразу стали расти, давать нам плоды. А дальше, буквально совсем недавно, мы уже начали включать комплексные маркетинговые подходы — это каналы продаж, это трафики, метрики и так далее.
То есть, можно сказать, что вы параллельно искусству ещё и учились бизнесу?
Алексей Мосолов: Учились, да! Знаете, не так давно я получил травму. Такая история немножко печальная: лежа в больнице, в койке, после операции на второй день, я покупаю курс обучения маркетингу. И пока лечусь — я изучаю, зная, что в ближайшее время на сцену не выйду. Поэтому будем «долбить» в привлечение финансов.
Самая дорогая ваша постановка? Как и где вы берёте декорации, костюмы, грим?
Алексей Мосолов: Самая дешёвая наша постановка, по-моему, в 15 тысяч вошла. То есть, это очень супер бюджетно. Здесь надо сказать, что несколько вариантов постановок: либо мы ставим за свои средства, либо мы привлекаем средства с грантов, либо спонсоров. За собственные средства самый дорогой наш спектакль стоил под 400 тысяч рублей. Гранты мы уже выигрывали порядка 1,5 млн. рублей — самый большой. И за спонсорские средства до 400 тыс. рублей тоже была постановка.
А есть ли постоянные партнеры у театра? Как вы их ищете? Или они находят вас?
Алексей Мосолов: Правильно вы сказали, по большей части, они сами нас находят. Потому что это креативный и интересный кластер, к которому тянутся люди, которые хотят либо внести что-то в Краснодар, иметь дело с искусством, либо заявить о себе нетривиально. Мы уже сотрудничали с компанией «Ростелеком» и с банком «Центр-инвест», совместно с которыми, мы создали удивительный проект. С одной стороны, это проект, который создан в редком жанре — приезжали ученики Полунина (Вячеслав Полунин, народный артист РФ, прим. ред.) и создавали спектакль в жанре «клоунада». То есть, это для детей постановка, в тоже время, это постановка, которая говорит об экологии. Это такой очень мягкий подход с юмором к тематике экологии. И совместно со спонсорами мы этот проект сделали. Это было очень круто. Очень получился и мы вас приглашаем. Называется «Целофант».
Вы меня опередили, я хотел как раз про этот проект спросить, но, в общем, вы всё уже рассказали. А вот ваша, Алексей, самая запоминающаяся постановка в «Одном театре», как режиссёра?
Алексей Мосолов: Это, конечно же, самая первая именно режиссерская постановка — «Параллели». Каждая работа, конечно, по-своему уникальна, и свой отпечаток оставляет, но «Параллели» — это уже визитная карточка. Это сложный, многосоставной, многослойный спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины. Но не просто бытовое их существование, а нанизанное на вертикаль осмысление жизни, рассуждение о том, как дополняет мужчина женщину, а женщина мужчину в бытие, созданном нечто большим, чем просто человеком. То есть, там есть тематика и божественной составляющей. Всё не впрямую, конечно же, а театральным языком от теории эволюции до того, почему мы соединяемся в пары, для чего, какой смысл и для какой цели. Такая сложная и интересная работа для меня.
То есть, извечные жизненные вопросы: зачем, почему и откуда...
Алексей Мосолов: Да! Которые позволяют в каждый момент времени, даже в самых сложных ситуациях взаимоотношений в парах находить общие ценности и двигаться дальше.
А как актёра — самая запоминающаяся роль в «Одном театре»?
Алексей Мосолов: Наверное, я назову спектакль из первых, который был создан — это «Невеста», спектакль, о котором я уже говорил. У меня была роль Глеба. Для меня эта роль уникальна была тем, что это была первая в моей карьере актёрская роль, когда я полтора часа не покидаю площадку. То есть, на зрителях нахожусь от начала спектакля до самого его конца. Простроить единую линию, внутреннюю драматургию на такую дистанцию — для меня это был новый опыт, и он очень существенно врезался в мою память. Спектакль просуществовал долго, по-моему, около восьми лет. И все эти восемь лет я наблюдал, как эта роль трансформируется внутри меня, как я её заново каждый раз осваиваю, как все законы театра соединяются и работают через этот образ. Это потрясающе!
Не могу, конечно, не спросить вас, какие планы у «Одного театра» на ближайшее будущее?
Алексей Мосолов: Здесь нужно говорить тоже двух составляющих: это коммерческая составляющая и составляющая творческая. В творческой составляющей у нас планы заходят далеко вперед. Всего не скажу, но ближайшие — это создание новых театральных форм в Краснодаре, которых не было: хочется осваивать городской транспорт, создать спектакль совместно с трамвайном депо. Мы сейчас эту тему разрабатываем, и я надеюсь, что найдём общий язык. Так же режиссёр нашего театра Артём Акатов сейчас «разминает» материал Виктора Пелевина. Не буду пока конкретизировать, но это такая очень интересная задумка. В нашем репертуаре уже есть Пелевин и на него ходят очень охотно. И вот ещё одно произведение, вполне возможно, появится в нашем репертуаре. Что касается коммерческой составляющей, то мы сейчас развиваем новые связи с партнерами, в том числе, создали несколько очень интересных спонсорских пакетов, куда мы хотим привлечь генеральных спонсоров, которые помогут нам усилить сервис нашего театра. У нас есть одна боль, о которой говорят зрители — это зрительские места. Больше всего жалоб, что они у нас не совсем удобные. Мы хотим обновить весь наш зрительный зал с помощью спонсоров и хотим о них рассказать так, чтобы они нам были благодарны, чтобы мы дальше с ним работали. Ближайшие планы такие.
Хорошо, когда театр действительно может дышать полной грудью! Не могу не задать вопрос: чтобы вы могли посоветовать тем людям, которые мечтают создать свой эксклюзивный театр и с чего лучше всего начать?
Алексей Мосолов: Здесь, наверное, главное — это не останавливаться! Потому что запал быстро угаснуть может. Но, конечно же, внутри постоянно недосказанность должна оставаться, как будто «я не всё сказал». Та тема, которая заставляет человека заниматься творчеством, она должна гореть до конца! Если она гаснет, то уже всё. Поэтому любопытствовать, смотреть за жизнью, отражать жизнь через призму своей души, находить в этом кайф, задор, интерес и двигаться дальше!
А с точки зрения коммерции?
Алексей Мосолов: С точки зрения коммерции надо с первых шагов думать о том, как себя театр позиционирует, кому предназначены спектакли, и работать с аудиторией. Обязательно!
Большое спасибо, Алексей, что пришли! Хочется просто пожелать удачи в вашем нелёгком, но таком нужном для людей деле!
Алексей Мосолов: Спасибо! До встречи в театре!
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Водитель внедорожника погиб после столкновения с большегрузом на Кубани
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
Последние новости