Александр Полиди: О сложных временах для российской экономики
Лента новостей
На прошлой неделе ЦБ выпустил доклад о денежно-кредитной политике и прогнозах социально-экономического развития страны на ближайшее будущее. В нем зафиксированы вполне определенные моменты, которые мы уже обсуждали на Business FM. О некоторых, наиболее важных, расскажет Заслуженный экономист Кубани Александр Полиди
На прошлой неделе ЦБ выпустил доклад о денежно-кредитной политике и прогнозах социально-экономического развития страны на ближайшее будущее.
В нем зафиксированы вполне определенные моменты, которые мы уже обсуждали здесь, на Business FM. Приведу некоторые, наиболее важные:
- инфляционное давление и ожидания снижаются на фоне укрепления рубля и пока еще сохраняющейся относительно консервативной модели повседневного потребления. Это и понятно: рост процентных ставок по кредитам и фактическая изоляция валютного рынка стабилизировали ситуацию в моменте. Вот только кратное снижение кредитных выдач плюс массовый уход с российского рынка зарубежных компаний, в том числе с потребительского рынка, практически исключает возможности быстрого восстановительного роста. В докладе ЦБ так и констатируется: восстановительный рост начнется не ранее 3 квартала 2023 года, заметным рост станет не ранее 2024 года, а инфляция вернется к целевому значению в 4-5 процентов годовых уже в 2024 году.
Дорогими деньги будут в унисон инфляции – только в 2024 году регулятор планирует возвращение ключевой ставки в диапазон 6-8% годовых. То есть хорошо известная по прошлым кризисам картина – эфемерная макроэкономическая стабильность, инфляция снижается, деньги дорогие, а экономика и конечные реальные доходы падают. Кстати, еще раз приведу в пример Турцию, где картина обратная – инфляция высока, а рост деловой активности и инвестиций толкают экономику вверх.
Если перейти от высокой макроэкономики к тому, что близко рядовым потребителям и бизнесменам, то главный вывод такой: модель поведения россиян возвращается к "сберегательной"
Что это значит:
Располагаемых доходов населения, которые потенциально могут быть предъявлены на потребительский рынок, станет еще меньше. Люди будут удовлетворять свои базовые потребности, бизнес сможет продавать только основной товар (услугу). Дополняющие и развивающие товары и услуги станут менее востребованными. Масштабироваться в рамках одной рыночной ниши будет крайне сложно. Поэтому уже сейчас необходимо переносить деловую активность в менее занятые, менее конкурентные, но все-таки существующие ниши.
Наиболее сильная ломка рынка будет продолжаться еще год, потом должен начаться восстановительный рост. В основном он будет связан с импортозамещением и налаживанием логистических и производственных цепочек уже в новой реальности. Именно из-за сберегательной модели поведения россиян этот рост окажется слабым, ведь для выстраивания новых бизнес-процессов необходимы инвестиции, а они крайне ограничены и будут еще более ограничены в будущем.
Однако, для бизнеса это не значит, что нужно все бросить, и переждать. Конкуренция будет всегда, равно как и остаточный спрос. И начинать новый проект через год будет так же непросто, как и сейчас.
Сберегательный тип поведения, разумеется, сокращает возможности финансовой системы по инвестициям, ведь это прямой удар по деловой активности как на стороне спроса, так и на стороне предложения. Снижение трат потребителей сокращает выручку и доход производителей и бизнес-сервиса. Размещение сбережений на краткосрочных дорогих для банков депозитах, а не на инвестиционных счетах, снижает возможности финансирования проектов особенно в реальном, производительном секторе экономики. Однако, сберегательный тип поведения куда более привычен для нас, чем инвестиционный. Только в середине нулевых, непосредственно перед коронакризисом и сразу после него экономика получала серьезный приток инвестиций от населения. Кстати, за период 2020-21 годов объем средств населения, размещенных на инвестиционных счетах в банках, вырос более чем в 3,5 раза. Ну да ладно, это уже прошлое. Сберегательное поведение, это когда мы больше копим, чем тратим. В целом, ничего нового, но при продажах бизнес вынужден делать еще больший упор на экономии, выгоде, акциях, распродажах. Даже если для стимулирования продаж вначале поднять цены на 20%, чтобы потом объявить акцию со скидкой в 20%.
Хорошая новость заключается в том, что на этапе оживления деловой активности, то есть с так желанного 2024 года, люди начнут тратить сбережения. Значит, к этому пока что призрачному периоду бизнесу надо прийти подготовленным: с эффективными затратами, конкурентными ценами и востребованной ценностью у потребителей. Делать это потом, уже во время роста, будет поздно: как известно, конкуренция – штука жестокая и быстрая.
С моей точки зрения, как экономиста очевиден главный вывод. Сберегательная модель поведения ускоряет «вымывание» средних решений в бизнесе, то есть компромиссных предложений по соотношению «цена-качество». Следовательно, в ближайшие годы мы увидим резкое ускорение процессов ухода в массовые и премиальные бизнес-модели именно из среднего сегмента. В массовом сегменте главный фокус - цена, низкие издержки, растущий масштаб, универсальное стандартизированное предложение (так называемые модели Лоу-кост). В премиальном сегменте - высокомаржинальные решения для не слишком емких целевых ниш, но потребители в которых куда менее чувствительны к цене (премиальные рынки).
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
В Краснодаре прокуратура требует ускорить строительство трех долгостроев
Последние новости