Александр Полиди: Экспорт экономического роста — уникальная роль России в 2022 году на мировом рынке
Лента новостей
Специально для Business FM Заслуженный экономист Кубани, профессор, Александр Полиди проанализировал уходящий год и выделил главные события в российской экономике.
Подводить итоги в конце года или планировать действия в начале года модное, правильное, но не слишком благодарное занятие.
Во-первых, итогов еще нет и непонятно, когда экономическая ситуация будет хотя бы мало мальски прогнозируема. Ну, а поскольку нет итогов, то и прогнозы, и планы превращаются скорее в прожекты и ожидания. Тем не менее, хочу все-таки обсудить два совершенно уникальных явления, которые в 2022 году сложились и которые уж точно определят ландшафт нашей и не только нашей экономики в году 2023.
Начнем с того, что в ситуации, когда складывавшаяся на протяжении четверти века какая-никакая, но все-таки экономическая модель, рухнула, а на ее месте новая модель вырасти не успела. Да и слишком толстый слой асфальта на почве нашей экономики, который требует времени, чтобы хрупкие зеленые ростки новой бизнес-реальности проросли и стали хотя бы заметными.
Тем не менее, в этом экономическом вихре единственный регулятивный институт, который не только смог сохранить, но и продемонстрировать здравый смыл и логику поведения, - это Центробанк, наш мегарегулятор всего, что связано с деньгами и финансами. Да, ведомство Эльвиры Набиуллиной оказалось на высоте: когда, казалось, от денежного и финансового рынков и вообще от денежной системы могло не камня на камне не остаться, Центробанк сумел вырулить и сохранить так полюбившуюся многим макроэкономическую стабильность. Курс рубля после драматической волатильности первого шока укрепился и даже переукрепился, а инфляция вернулась в привычный нам, хоть и не целевой для Центробанка коридор 10-15% годовых. И даже второй шок не разбалансировал денежную систему страны, несмотря на рекордный вывоз частных капиталов которому, кстати, конца и краю нет.
А тут к концу года интересная цифра прилетела – объем ликвидной денежной массы – то есть наличные + счета до востребования – увеличился за год на 13 триллионов рублей. Вот это точно рекорд – такого не было даже в период гиперинфляции. Много? Ну, если ВВП страны чуть немногим больше 100 трлн рублей, то только увеличение на 13 млрд говорит само за себя.
Но и это еще не все. Наряду с ростом денежной массы, или как мы, экономисты, говорим, монетизации экономики, произошло и увеличение скорости оборота денежной массы. То есть деньги перестали лежать в длинных активах – на тех же депозитах – и стали активно поступать в текущее обращение. На фоне спада – по известным причинам, в том числе в немалой степени из-за ухода многих иностранных компаний и снижения экспорта – это должно было привести к однозначному всплеску инфляции, да и какому! Но не привело. Более или менее внятное объяснение этому – рост так называемого теневого оборота, то есть продажи по неофициальным каналам, и возврат даже такого уже забытого явления, как бартер. Плюс колоссальный вывоз частных сбережений за рубеж, который сократил доступный конечный спрос на потребительском рынке.
Да, в моменте ситуация с инфляцией просто великолепная, но вот что будет с отложенным эффектом? Ведь, как известно, денежные навесы не исчезают сами по себе – а что далеко ходить, вспомним, с чего начинался кризис 2008 года в Штатах? Именно с опережающего роста денежной массы.
Кстати, еще один плюс в копилку действий Центробанка: понимая, что вывоз частных сбережений идет на пользу и давит на инфляцию, регулятор сохраняет достаточно либеральные условия по переводам за рубеж. Вот только надолго ли?
Ну, а укрепившийся рубль стал притчей во языцех и сейчас становится скорее тормозом для сохранения макростабильности. Демонстрация успехов в чувствительной и не очень актуальном для большинства членов общества валютном регулировании, в виде крепкого рубля, может обернуться опять же навесом – но уже в виде накопленного потенциала для снижения курса рубля. Ведь в условиях, когда исторически сложившиеся европейские рынки сырья и углеводородов закрыты, а новые желанные восточные партнеры отжимают сумасшедшие дисконты от цены на традиционные статьи российского экспорта, сильный рубль не нужен – чем он слабее, тем больше рублевый эквивалент выручки экспортеров, а, соответственно, и налоги.
И вот все эти реалии практически закрывают путь к возврату на траекторию экономического роста – не до него. А именно рост насущно необходим, ведь если посмотреть на упрямые цифры, то западные экономики быстро отрабатывают экономические шоки из-за изменения сырьевой и импортной логистики, а восточные партнеры используют ситуацию в свою пользу, что абсолютно естественно, и тоже наращивают темпы экономического развития. Чего не скажешь об экономике российской – даже самые смелые прогнозы пока не дают ожиданий роста ранее 2025 года и тем более достойных его темпов – ну, максимум, 2,5-3 процента в этом десятилетии. И это серьезно.
И еще серьезнее потому, что наша экономика, как ни странно, в слоившихся условиях обеспечивает такое явление, которое я называю экспортом экономического роста.
По всем известным причинам страны, которым еще год назад, любой, даже самый небольшой рост, был благом, показывают колоссальные, никогда нам не знакомые, темпы – 7 и даже 10%. Вот, например, Турция – плюс 5,5, а то и 6% по году. И при этом, заметьте, инфляция в 70+% не стала тормозом ни для рынка потребительского, ни для инвестиций. Ну, а если посмотреть на Армению и Грузию – там под 10%, в Казахстане – более 7%.
Досталось даже Аргентине – там семимильными шагами формируется ИТ-сектор, в немалой степени из-за притока российских мозгов и денег.
Так что экспорт экономического роста – вот это действительно новое и невиданное явление, куда более заметное и понимаемое, чем, например, технологический суверенитет. И вот в этом российская роль на мировом рынке в 2022 году точно уникальна.
С вами был Александр Полиди. Удачного и растущего бизнеса нам в Новом году!
Аудиоверсию программы слушайте в подкасте Business FM.
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
В Краснодаре прокуратура требует ускорить строительство трех долгостроев
Последние новости