Понедельник, 17 июня 2024

ЦБ

$ 89.02

95.74

BRENT

$ 82.55

/

7348

RTS

1137.45

Манвел Манвелян: «Рекламу нужно не только маркировать, но и сдавать отчетность»


Лента новостей

С 1 сентября 2023 года в России вступили в силу изменения в законе «О рекламе», которые полностью изменили рекламный рынок в интернете. BFM Кубань поговорил о маркировке рекламы с руководителем «Южного клуба маркетинга» и digital-агентства «БизнесПрофи» Манвелом Манвеляном

Фото: freepik.com

«За три объявления без маркировки штраф составляет 300 тысяч»

О том, как правильно маркировать рекламу и кто это должен делать, чтобы не попасть под штрафы, рассказал руководитель Южного клуба маркетинга Манвел Манвелян.

– Здравствуйте, Манвел.

Манвел Манвелян: Здравствуйте.

– Манвел, что такое маркировка рекламы, для чего она нужна и какая польза от маркировки для потребителя?

Манвел Манвелян: Маркировка обозначает любое рекламное объявление, присваивает ему определенный код, чтобы можно было отследить всю цепочку рекламы – кто рекламодатель, кто рекламораспространитель, то есть так компания, где размещается информация о рекламе. И потребитель тогда может отследить, что это за компания, кто конкретно рекламодатель, и дальше при необходимости принять какие-то действия или меры.

– А что происходит, когда маркировки рекламы нет на интернет-площадках?

Манвел Манвелян: Если реклама не будет промаркирована, то будут штрафы. Кстати, уже был первый штраф, выписанный блогеру. Автомобильный блогер Лиса, 300 тысяч был выписан штраф за три неразмещенные маркировки. За каждое рекламное объявление без маркировки был штраф 100 тысяч для индивидуального предпринимателя по минимальной планке.

– Уточните, какие штрафы введены на данный момент за отсутствие маркировки.

Манвел Манвелян: Для индивидуальных предпринимателей штрафы меньше, чем для ООО. Для юрлиц это от 100 до 200 тысяч, причем за каждое отсутствие маркировки в рекламном объявлении или креативе. Штрафы могут суммироваться – вот в чем опасность и проблема. Несмотря на то, что и сама сумма немаленькая, то и за каждое нарушение сумма считается отдельно. То есть она может быть очень большой, даже несколько миллионов. Повторюсь, уже был первый прецедент, когда за три немаркированных объявления в телеграм-канале был назначен штраф 300 тысяч.

– Манвел, существуют разные каналы цифровой рекламы. Например, реклама на сайтах, в соцсетях или по электронной почте. Все ли каналы нужно маркировать?

Манвел Манвелян: Не все каналы. Если мы говорим об e-mail рассылке, то там маркировать рекламу не нужно, потому что предполагается, что e-mail, когда вы собирали у вашего потенциального клиента или контрагента, вы брали разрешение на то, что будете отправлять ему рекламу или информационные сообщения. Соответственно, когда вы отправляете, этот человек у вас идентифицирован. А реклама показывает какое-либо объявление неопределенному кругу лиц. Соответственно, e-mail рассылки мы не относим к необходимости маркировки. 

Если же мы говорим о сайтах или о различных площадках, телеграм-каналах, видеоплощадках, то там маркировка обязательно должна быть.

«Пункт о маркировке должен быть в договоре»

– Скажите, а должен ли маркировать рекламу сам бизнес, если маркировку делает рекламная площадка или блогер?

Манвел Манвелян: Очень хороший вопрос, и тут надо для предпринимателей этот момент сразу обозначить. Рекламодатель обязан делать маркировку. Единственное исключение, если он эту обязанность передал площадке. Очень важно, что я часто встречаю на практике — когда на словах представитель рекламной площадки обещает, что сделает эту маркировку, но на практике не делает. Поэтому должен быть в договоре включен пункт – площадка обязуется маркировать рекламу и размещать ее. Этот пункт нужно проверять в любом договоре при размещении.

Если этого пункта не будет, то соответственно вы просто полагаетесь на доверительное отношение. И не факт, что эта маркировка будет проведена. К вам может прийти претензия с тем, что вы не промаркировали рекламу и назначен быть штраф. Если же у вас будет в договоре этот пункт включен, то у вас будет возможность в судебном порядке обратиться к этому подрядчику, или рекламораспространителю, блогеру или СМИ, и запросить компенсацию за выписанные штрафы. Повторюсь, обязательно обращайте внимание на эти пункты в договоре. Желательно сразу в договор включить пункт – если маркировка не будет проведена, то исполнитель обязуется компенсировать штраф, если он возникнет.

– Манвел, на сайтах самих компаний есть собственные баннеры, которые создают собственные маркетологи. Нужно ли маркировать их?

Манвел Манвелян: На данный момент — да. Сейчас идут обсуждения о том, чтобы упростить эту систему, но в данный момент закон требует, чтобы банеры, которые выделяют отдельно конкретный товар или услугу из списка общего каталога, нужно обязательно маркировать. Соответственно, вы можете посмотреть на топ-сайтах, если зайдете, на банерах будет такая ссылка. Если вы ее нажмете, то увидите информацию о маркировке. Вот это правильно, потому что каждый банер, рекламирующий отдельный товар, который выделяется из общего списка, он должен быть промаркирован. Если вы этого не сделаете, то могут быть применены все санкции, о которых я уже говорил.

– Манвел, а подлежит ли маркировке сообщение в собственном блоге или аккаунте социальной сети? Для примера возьмем пост в телеграм-канале.

Манвел Манвелян: Если вы рассказываете о вашем бизнесе и это ваш канал, то нет, не нужно маркировать. Если пост описывает ваш товар или услугу, или вы рассказываете о какой-то процедуре, которая происходит, то нет, причем были рекомендации от Роскомндазора, что это не считается рекламой. Есть конкретные рекомендации, что да, спокойно можете размещать. Грубо говоря, если у вас блог об автомобилях или компания занимается автомобилями, вы размещаете информацию об автомобилях, или делитесь вашим мнением об автомобилях, то тут все хорошо. Но если вы написали там пост про микроволновку, то это уже реклама.

– То есть если блогер берет со стороннего ресурса рекламу, то он обязан это указывать?

Манвел Манвелян: Конечно, и в телеграм в первую очередь. Я в начале нашего диалога упомянул, что штраф был назначен блогеру из-за отсутствия маркировки в телеграм-канале.

«Маркировать рекламу нужно перед размещением»

– Какие существуют риски при маркировке, на которые следует обратить внимание бизнесу? Как их минимизировать и как правильно маркировать рекламу?

Манвел Манвелян: Что касается правильной маркировки, то тут есть очень много инструкций. Самое главное — запомнить несколько вещей, которые нужно проконтролировать. Первый момент состоит в том, что в сообщении или видео должна быть фиксация того, что есть конкретный рекламодатель, то есть написано «реклама», это важный момент. Второе — указан рекламодатель. И указан erid, то есть код, который говорит о конкретном номере маркировки для конкретного объявления. Соответственно, если это ссылка, то erid можно включать в саму ссылку. Не факт, что erid вы каждый раз увидите в самом объявлении. Но если вы нажмете на ссылку, то в адресе ссылки увидите этот код, и это правильно. 

Если это любая видеоплощадка или хостинг, то идет показ видео, например блогер рассказывает о чем-то, потом идет интеграция. Когда идет интеграция, обязательно, чтобы было написано, что это реклама, рекламодатель и erid. Еще чтобы было написано в описании, это важно. Если мы даем ссылочку на конкретный адрес сайта или страницы, то мы должны обязательно в описании это указать. Это правило применительно к ютубу, точнее, к любому видео, которое размещается в интернете. Если у вас в видео несколько рекламных интеграций, то должно быть несколько обозначений конкретного рекламодателя и его erid.

Следующее, что важно проконтролировать и понимать, что сам рекламный креатив или рекламное объявление должно быть зарегистрировано до момента размещения рекламы. Многие этот момент упускают. То есть вы сначала на специальной площадке, называются они ОРД, где нужно зарегистрировать рекламное объявление, вы размещаете этот креатив, банер или текстовое сообщение. И только после этого вы можете получить код erid и размещать рекламу. А не «задним числом», это очень важно.

Следующее, чего не знают предприниматели. Предприниматели думают, что если они получили erid и разместили рекламу, на этом все закончилось. Это не так. Нужно еще сдать на этой платформе ОРД информацию о статистике, сколько было конкретно показов этой рекламы. Каждый месяц нужно сдавать эту отчетность. Точнее, каждый месяц, если у вас реклама размещается каждый месяц. Если она закончилась в течение месяца, то все, вы эту рекламу завершили, убрали объявление или банер. Соответственно, после этого вы один раз сдали отчетность, и можете уже не сдавать. Но если у вас рекламное объявление размещается много месяцев подряд, то вы каждый месяц должны сдавать информацию о статистике.

– Куда сдается информация?

Манвел Манвелян: ОРД. Рекламодатель работает через ОРД, специальный сервис, площадку. ОРД, их семь штук. Ты там заходишь, авторизуешься в личный кабинет, и там регистрируешь - кто рекламодатель, какая рекламная площадка, какой конкретно рекламный банер. Регистрируешь его, получаешь код. И этот код, так называемый erid, размещаешь непосрдественно в рекламном объявлении, которое размещается на площадках. Через месяц ты заходишь и размещаешь информацию об актах. Кстати, там фиксируется также договор размещения рекламы, акты выполненных работ и статистика — сколько было показов этого банера.

Следующий момент, который важно знать предпринимателям, государство позаботилось о том, чтобы можно было проверять, все ли хорошо с маркировкой. В поисковой системе вы можете набрать erir, первой ссылкой будет специальный сайт. Чтобы зайти туда, нужно быть зарегистрированным на Госуслугах. Вы заходите, авторизуетесь, у вас доступ ко всем рекламным объявлениям, которые были маркированы. Вы можете проверить вашего подрядчика или специалиста — все ли он делает, не будет ли у вас сюрпризов. То есть это достаточно легко.

Более того, вы можете дать доступ вашему сотруднику, например, маркетологу или секретарю, которые будут проверять, все ли хорошо. Это отработанная система. Единственное, вам нужен аккаунт в Госуслугах.

«Государство заинтересовано в прозрачном рынке рекламы»

– Сайтов у нас в интернете миллион, телеграм-каналов тоже много. Кто вообще следит о законодательстве про рекламу?

Манвел Манвелян: Тут два момента. Во-первых, следят сами представители государства. Я так понимаю, идет активно разработка программного обеспечения, которое следит и контролирует. В последней рекомендации они, как я увидел, показали ошибку – неправильный erid. Это составной код из букв, цифр. Там есть заглавные и строчные буквы. В ошибке обозначено, что нельзя делать все строчные или все заглавные буквы. Как есть, так и нужно использовать. То есть можно понять, что собираются мониторить.

Второе — есть же всегда «недоброжелатели», конкуренты, которые могут указать, что такая-то компания не маркирует рекламу. 

– То есть после того, как все правильно заработает, рекламный рынок станет чище и сама реклама станет более прозрачной?

Манвел Манвелян: Естественно, рынок становится прозрачнее, будет больше налоговых сборов. Даже «маленькие» блогеры начинают маркировать рекламу. Просто так ты уже не сможешь размещать рекламу и получать деньги на карту. Судя по тому, что штрафы больше и серьезные, есть на это интерес государства сделать этот рынок прозрачнее и собирать больше налогов. С точки зрения потребителя, ты не понимаешь, кто работодатель. Сейчас это очень легко делается, потому что ты можешь посмотреть код и сообщить о недобросовестной компании.

Для кого же ситуация сильно усложнилась, так это для тех, кто размещает рекламу. Это достаточно объемная работа. На практике по каждому банеру нужно авторизоваться, его зарегистрировать и внести договор. Если есть приложения к договору, завести эти приложения. Дальше каждый банер ты должен связать с конкретной площадкой. Если у тебя один банер, который ты хочешь разместить на десяти площадках, ты должен сделать десять регистраций. Связка банер — площадка должна быть обязательно. И договор. И еще по ним заполнять статистику. Это достаточно серьезный объем работ. За это кто-то должен платить. И кто это будет? Конечно, рекламодатель. Куда он эти деньги переложит? Естественно, на потребителя.

Добавить BFM.ru в свой источник новостей


Популярное