Пятница, 17 мая 2024

ЦБ

$ 90.92

98.90

BRENT

$ 83.81

/

7620

RTS

1209.90

Эксперт рассказала о плюсах и минусах трудоустройства студентов на Кубани


Лента новостей

Эксперт проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия-страна возможностей» Евгения Хилько поделилась секретами, как удержать молодого специалиста

Фото: rawpixel/Freepik

Впереди окончание учебы и выпускные. А затем на рынок труда традиционно выйдут свыше сотни тысяч кубанских студентов. Кого хочет видеть современный работодатель? И чего ему ждать? Совпадают ли эти ожидания выпускников с их запросами? Об этом поговорили с экспертом проекта «Центры компетенций» президентской платформы «Россия-страна возможностей» Евгенией Хилько в эфире Business FM.

— Бытует мнение, что большинство студентов вузов работают, начиная с 3 курса, а иногда даже со 2-го. Поэтому говорить о том, что летом начинается массовое трудоустройство, не совсем верно. Так ли это? 

Евгения Хилько: На самом деле, частично это действительно так: более 65% третьекурсников работают вечерами или даже совмещают работу с занятиями. У меня, как минимум, есть несколько личных примеров девочек, которым удается и на лекции ходить, и экзамены сдавать, и диплом защищать, и при этом успешно строить карьеру. Другое дело, что почти 90% этих студентов, я уверена, потому что мы как минимум проводили несколько исследований на этот счет, они уверены, что трудоустроились они временно и начинают себе подыскивать работу другую, постоянную, когда они получат свой диплом. Не могу сказать, что это хорошо или плохо.

Есть часть работодателей, которые могут рассчитывать только на временную рабочую силу. Отличный пример — это вся сеть быстрого питания, где студенты — значительная часть сотрудников. Но невозможно сказать, что бургеры или картошка от этого становятся хуже, просто подготовка и система обучения в этих организациях строится таким образом, что она рассчитана на то, что придет человек, в короткие сроки обучится и, соответственно, выдаст определенный результат. Но, безусловно, для большей части работодателей лето - это тот самый период, когда они могут найти в свою команду, действительно стоящие кадры, таланты, которые будут вести производство, предприятия к высоким результатам. 

— Если отталкиваться от ожиданий студентов — чего хотят молодые специалисты? И как их привлечь сегодня на работу? 

Евгения Хилько: Я могу привести результаты исследования - анализ мотиваторов и демотиваторов — которые проводили эксперты проекта «Центры компетенций». Более 240 тысяч студентов сказали о том, что для них важно на рабочем место — принадлежность, вызов, смысл и признание. Молодым людям важно чувствовать себя частью чего-то большего: компании, организации, какого-то большого дела, если мы говорим о предпринимателях. Они хотят чувствовать, что делают что-то важное, полезное. Они хотят решать сложные амбициозные задачи. И самое главное — они хотят, чтобы их труд впоследствии был оценен.

Хочу отметить, что в данном случае ключевым для них не является зарплата. Для большей части студентов, молодых людей деньги, конечно, играют роль, но они не в приоритете. Для выпускников важнее работать за идею. Есть также демотиваторы, то есть те факторы, которые отталкивают студентов при выборе места работы. Стабильность, традиция и управление — три ключевых демотиватора. Если работодатель хочет привлечь к себе молодого специалиста и рассказать о том, что у них многолетняя корпоративная культура, что у них стабильное карьерное развитие — все, можно смело попрощаться со студентами, потому что, скорее всего, никто из них на эту позицию больше претендовать не будет. Сейчас студенты выбирают амбициозные задачи для себя. 

— А разве стабильность — плохо? 

Евгения Хилько: Не могу сказать. Для меня лично — нет. Я выросла в то время и в той ситуации, когда стабильность — это, наоборот, норма. Это то, что держит тебя на работе. Но сейчас студентов стабильность не привлекает. 

— Студенты склоны бегать от одного рабочего места к другому, то есть к разным работодателям. Что нужно сделать, чтобы удержать студента у себя?

Евгения Хилько: Сложно сказать. Я думаю, что здесь важно, чтобы работодатель понимал, что нужно молодому специалисту, которые пришел трудоустраиваться. В данном случае - это амбициозные задачи или большие грандиозные проекты, которыми занимается предприятие. Они должны предлагаться студенту, чтобы он мог взять на себя решение той или иной задачи. Другое дело - это предложить взять ответственность за коллектив. Тут он, конечно, скорее всего, побоится.

— А если посмотреть с другой стороны. Чего ждут работодатели от выпускников? 

Евгения Хилько: Опираясь на исследование, могут сказать, что взгляд работодателей, который был в 2020 году и в 2023-м, абсолютно поменялся. Вместо сотрудника, который клиентоориентирован, социальноответственнен, который хорошо коммуницирует, сейчас жду быстрообучаемого, которые готов к саморазвитию и готов следовать определенным правилам и процедурам, который будет адаптивен и стрессоустойчив. Это все, я думаю, связано с ситуацией, которая в нашей стране произошла после санкций.

После того, как они были объявлены, производство в Краснодарском крае, да и по всей стране, в очень короткие сроки переходили «на новые рельсы», им нужно было максимально быстро перестроиться, при этом наращивать производство и пытаться удержать те позиции, которые у них уже есть в тех условиях, когда, например, нужно заменять иностранные детали на отечественные. Нужно было перестраивать всю работу. Конечно, в таких условиях, если у тебя есть сотрудник, который хочет креативить, предприятию с такими сложно работать. Предприятию нужны те, кто будут следовать тем правилам, тем алгоритмам, которые работают на производстве, чтобы оно двигалось дальше. Любому владельцу компании важно, чтобы у него была прибыль. 

— Бытует мнение, что работодатели не хотят брать студентов из-за отсутствия опыта. По вашему мнению, так ли это?

Евгения Хилько: Я не соглашусь. Общаясь с огромным количеством работодателей, я вижу, что им важно не столько отсутствие опыта, а развитые «гибкие навыки», те самые надпрофессиональные компетенции. Гибкие навыки почему сейчас выходят на первый план? Потому что мало, чтобы молодой специалист, условно говоря, мог стоять у станка. Возьмем, к примеру инженера. Если он хочет продвигаться по карьерной лестнице, и у него мечта - запускать космические корабли в космос, то он все-таки должен обладать рядом навыков, которые ему в этом помогут - это лидерские качества, это возможность донести свою идею до других, это возможность сплотить коллектив, это работа в команде, стрессоустойчивость. Если ни один из этих навыков у него не развит, то, скорее всего, он на своей позиции так и останется дальше работать. 

— С какими трудностями может столкнуться студент при приеме на работу? И такой же вопрос в отношении работодателя. С какими трудностями он может столкнуться, если возьмет на работу студента? 

Евгения Хилько: Здесь стоит сказать и о плюсах, и о минусах, когда работодатель принимает студента без опыта. С одной стороны, это чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что ты захочешь. Самое главное, ты сможешь ему объяснить именно в том ключе и формате, в котором работает ваша компания. Это, безусловно, плюс, потому что на это потратится гораздо меньше времени. Кроме того, для производства, которое хочет изменить свой алгоритм работы и расти, для них молодой специалист — возможность услышать новую идею, в том числе, который продолжит ее развивать.

С точки зрения минусов, конечно, допущение ошибок, потому что молодой специалист не имеет большого опыта. И, скорее всего, из-за того, что он не погружен полноценно в ту систему работы, которая есть на предприятии, не сможет быстро адаптироваться и быстро начать включаться. Однако это все зависит от того, насколько развиты его «гибкие навыки». В целом, мне кажется, работодатель решает здесь сам, как и студент: готов ли он перерабатывать или готов ли работодатель к тем ошибкам, которые он будет допускать. Но, если взять профессию хирурга, если его не подпускать к хирургическому столу, то вряд ли он когда-то начнет хорошо проводить операции. Все равно нужно молодому специалисту давать возможность получать тот самый необходимый опыт.

— Есть компании, которые имеют долгосрочные планы, а есть такие, у которых — краткосрочные. К чему приводит отсутствие четкого планирования?

Евгения Хилько: К тому, что компания берет с рынка всех молодых специалистов, которые хоть как-то подходят по базовым параметрам. Здесь стоит сказать, что работодатели абсолютно не готовы вкладываться в сам образовательный процесс в вузе, чтобы помогать готовить тех специалистов, которые сейчас нужны на рынке. Часто и университеты занимают такую позицию — сидят и ждут пока к ним кто-нибудь придет и скажет: «Вот мы принесли деньги, и хотим, чтобы вы нам через 3-4 года сделали вот такого выпускника, который будет соответствовать таким и таким критериям». Но дело в том, что такие студенты и выпускники нужны уже сегодня. Нет времени на раскачку. Единственный момент, который сейчас помогает работодателям найти стоящие кадры, это то, что сегодня предлагают карьерные агрегаторы — их у нас огромное множество в стране. 

— На рынке сейчас большой дефицит кадров. Как вузы могут поспособствовать улучшению ситуации? 

Евгения Хилько: Университеты могут проектировать образовательные программы и внеучебную деятельность таким образом, наравне с профессиональными знаниями студенты развивали и «гибкие навыки», чтобы, когда они получат диплом, быть максимально адаптированными к рынку труда, соответствовать запросу ключевых работодателей отрасли. Я имею ввиду, что сейчас вузы имеют все возможности, чтобы их лекции, семинары и не только становились более полезными для студентов. Помимо того, что они дают знания, которые, безусловно, студент может прочитать из книжки или найти в Интернете, он должен готовиться к своей профессии на ранних курсах.

Хочется привести пример педагогических вузов. У нас большинство студентов, будущих педагогов, а это будущее нашей страны, потому что они будут обучать наших детей, имеют плохо развитые навыки, такие как коммуникативная грамотность, анализ информации, стрессоустойчивость. А педагогу нужно уметь коммуницировать с детьми, правильно донести знания. Когда мы начали проводить исследование, чтобы выяснить, с чем это связано, оказалось, что у преподавателей в педагогических вузах эти навыки развиты хуже. Соответственно, мы понимаем, что, если преподаватели не могут дать эту мотивацию, воодушевить студентов, то таким он и выйдет на рынок труда.

— Евгения, спасибо вам за беседу. А всем выпускникам желаем удачи на экзаменах, а родителям — терпения.

Евгения Хилько: Спасибо, до свидания. 

Добавить BFM.ru в свой источник новостей


Популярное