Эдуард Мингажев, Ситидрайв: «Рынок каршеринга растет очень быстро»
Лента новостей
Ожидается, что по итогам 2025 года количество проданных минут каршеринга составит около 2,3 млрд и будет увеличиваться в среднем на 16% в год

За пять лет темпы роста рынка каршеринга составили около 40%. Сейчас рынок каршеринга меняется в сторону предоставления разнопланового сервиса. Об этом в интервью Business FM рассказал генеральный директор компании Ситидрайв Эдуард Мингажев.
— Как изменились потребительские привычки в сфере мобильности за последние годы? Какие тренды стали наиболее заметными?
Потребительские предпочтения в вопросах мобильности существенно трансформировались за последнее пятилетие. Прежде всего, наблюдается резкий рост востребованности каршеринга. Рынок демонстрирует стабильно высокие темпы роста — около 40%. Важно отметить, что услугами каршеринга теперь активно пользуется самая разная возрастная группа: от молодых людей, которые первыми освоили эту форму аренды, до представителей старших поколений, вовлекающихся в сервис всё интенсивнее. Частота поездок увеличивается, равно как и разнообразие способов использования автомобилей. География распространения каршеринга выходит далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, однако крупнейшие города с населением свыше миллиона человек ещё сохраняют потенциал роста. Что касается небольших городов, то именно там открываются широкие перспективы дальнейшего расширения бизнеса. Сегодня пользователь предпочитает выбирать транспортные решения, соответствующие своему образу жизни и целям. Например, многие россияне стали брать автомобили на прокат не только для ежедневных поездок по маршруту дом–работа, но и для поездок на выходные и отпуска, предпочитая путешествовать внутри страны или отправляться на природу.
Ещё одна интересная особенность — использование каршеринга в качестве площадки для тест-драйва автомобилей перед приобретением собственного транспортного средства. Компании предлагают широкий ассортимент марок и моделей, позволяя клиентам почувствовать себя за рулём практически любого автомобиля до принятия финального решения о покупке. Немаловажен и такой аспект, как электрификация автопарка. Хотя поначалу распространение электромобилей шло высокими темпами, сегодня ситуация стабилизировалась из-за недостатка предложений местных производителей. Вместе с тем аналитики уверены, что электрические автомобили будут занимать всё большую долю рынка в ближайшее время.
Наконец, отметим важный факт: российские автовладельцы меняют приоритеты в выборе классов автомобилей. Популярные ранее седаны уступают позиции компактным кроссоверам. Последние отличаются большим пространством салона, лучшей управляемостью и надёжностью, оправдывая свою слегка повышенную цену высокой степенью комфорта и удобства эксплуатации.
— Какие ценности, по вашему мнению, наиболее важны для современного пользователя, выбирающего транспортное решение? Как эти ценности влияют на их выбор, и как Ситидрайв отражает их в своем сервисе?
Я выделяю два главных ориентира, которыми руководствуются клиенты при принятии решений о транспорте. Первое — высокая степень доверия крупным игрокам рынка. Современные пользователи ждут комплексных решений, готовых удовлетворить разнообразные потребности, будь то короткие городские поездки или длительные путешествия. Они рассчитывают на бренды, способные предложить широкую палитру вариантов. Именно такие ожидания формируют основу нашего подхода в развитии линейки продуктов Ситидрайв.
Второе — клиентоориентированность. Современный бизнес невозможен без глубокого понимания потребностей клиента. Наступила эпоха компаний, которые ставят интересы клиента превыше всего. Уже недостаточно создать хороший продукт, важно учитывать мнение и пожелания каждого пользователя. Для нас это не просто лозунг, а основа стратегии, позволяющая создавать действительно полезные и удобные решения. К сожалению, современный российский авторынок ещё не адаптировался к этим принципам. Многие участники отрасли продолжают концентрироваться лишь на максимизации прибыли здесь и сейчас, игнорируя долгосрочное сотрудничество с клиентами. Наш подход кардинально иной: мы нацелены на создание доверительных отношений и стремимся приносить реальную пользу каждому клиенту.
— В чем вы видите главное преимущество каршеринга перед традиционными формами владения автомобилем?
Вопрос, конечно, традиционный, но заслуживающий отдельного обсуждения. Основное достоинство каршеринга — экономическая эффективность и свобода выбора. Вместо регулярных платежей по кредиту или лизингу владелец оплачивает машину только тогда, когда ей реально пользуется. Нет необходимости нести постоянные расходы на содержание, страховку, техническое обслуживание и налоги. Это делает владение автомобилем гораздо более доступным и привлекательным вариантом для широких слоев населения. Кроме того, клиенты получают возможность пробовать различные модели автомобилей в зависимости от текущих нужд и желаний. Такая гибкость позволяет экспериментировать с маркой и типом автомобиля, находя оптимальный вариант для каждой конкретной ситуации.
При этом важно подчеркнуть, что Ситидрайв стремится идти навстречу своим пользователям и предлагает дополнительные формы взаимодействия помимо каршеринга. Так, опция подписки позволяет комфортно пользоваться автомобилем длительное время, предоставляя всю необходимую техническую поддержку и уход. Более того, в рамках подписочного продукта клиент имеет возможность позже оформить покупку понравившегося автомобиля, обеспечив себе свободу маневров и максимальную выгоду.
— Какие инновации внедряет Ситидрайв, чтобы не просто соответствовать меняющимся потребностям пользователей, а опережать их? Какие "фишки" позволяют вам выделиться на фоне конкурентов?
Речь идет не столько о «фишечках», сколько о глубоком понимании и удовлетворении запросов наших клиентов. Конечно, внешние элементы вроде уникальных функций важны, но настоящая конкуренция выигрывается качеством предоставляемых сервисов. Что отличает нас от конкурентов? Во-первых, широчайший ассортимент предлагаемых автомобилей. Мы предлагаем огромный выбор марок и моделей, поскольку осознаем важность индивидуального подхода к выбору каждого пользователя. Наша команда готова обслуживать любые запросы, обеспечивая высокое качество ремонта и поддержки. Такое многообразие открывает уникальные возможности для клиентов, делая наше предложение уникальным.
Во-вторых, мы разрабатываем новый цифровой продукт — суперапп, объединяющий разные варианты автомобильного сервиса. В июне мы запускаем обновление приложения, которое позволит нашим клиентам арендовать автомобиль на срок от суток до месяца или воспользоваться системой подписки (Надолго) сроком от 1 месяца до 5 лет. Такой подход даёт возможность выбрать подходящий тариф, соответствующий индивидуальным обстоятельствам и требованиям.
Ещё мы планируем в скором времени осуществлять продажу автомобилей непосредственно через приложение. Клиент сможет приобретать выбранный автомобиль прямо онлайн, сэкономив массу времени и усилий. Сейчас их можно купить только через сайт или через физическую точку. Дополнительно планируется внедрение ремонтных услуг и ряда других полезных сервисов.
Мы прекрасно осведомлены о том, что большинство наших пользователей уже владеет собственным транспортом, но жизнь полна ситуаций, когда требуются альтернативные решения. Будь то аренда автомобиля для командировки, путешествие семьёй или тестирование новой модели перед покупкой — мы хотим стать той компанией, о которой клиенты вспоминают в первую очередь при возникновении любых вопросов, связанных с автотранспортом. Поэтому главная наша «фишка» состоит вовсе не в маркетинговых трюках, а в искреннем желании заботиться о каждом клиенте, оперативно реагируя на его нужды и предлагая оптимальное решение.
— Ситидрайв активно расширяет свою географию. На что вы обычно ориентируетесь при выборе нового города для запуска сервиса? Есть ли какие-то города в России, куда Ситидрайв никогда не придет, и почему?
Когда речь идёт о стратегическом расширении географии присутствия, ключевым фактором для нас выступает размер и динамика развития городского населения. Ведь эффективно развивать сервис каршеринга возможно только в густонаселённых регионах, обладающих высоким спросом на транспорт. Именно поэтому на сегодняшний день мы представлены в крупнейших российских мегаполисах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи. Однако важно помнить, что рынок развивается динамично. Хотя сегодня основной акцент делается на городах-миллионниках, исключать вероятность выхода в небольшие региональные центры преждевременно. Решение о дальнейшем расширении зависит от множества факторов, таких как инфраструктура, платежеспособность населения и рыночная конъюнктура.
Особое внимание уделяется экономической составляющей проекта. Текущая макроэкономическая обстановка характеризуется ростом инфляции и увеличением затрат компаний. Высокие процентные ставки делают кредитование дорогостоящим удовольствием, что накладывает ограничения на оперативное масштабирование бизнеса. Подавляющая часть нашего автопарка финансируется посредством лизинга, поэтому оптимальные условия экономики становятся важным критерием при выходе на новые рынки. Пока рано утверждать однозначно, какие города останутся вне зоны охвата Ситидрайва. Скорее всего, постепенное продвижение на перспективные направления станет частью нашей общей стратегии развития.
— Каким вы видите будущее каршеринга в России через 5-10 лет? Какие тенденции будут определять его развитие, и как Ситидрайв готовится к этим изменениям?
Прогресс и перемены неизбежны. Через пять-десять лет сектор каршеринга претерпит серьезные трансформации. На мой взгляд, компании перестанут восприниматься исключительно как операторы краткосрочной аренды автомобилей. Напротив, успешные предприятия превратятся в полноценные платформы, позволяющие клиентам решать целый спектр автомобильных вопросов — от кратковременной аренды до длительного использования и даже приобретения собственных транспортных средств. Сегодня мы наблюдаем, как традиционные границы рынка размываются, создавая пространство для инновационных подходов. Один из важнейших трендов — развитие экосистем, интегрированных вокруг транспортных решений.
Нам понятно, что существующий сегмент каршеринга неизбежно выйдет за рамки текущего формата. Вместо узконаправленного предложения компания должна стать универсальным помощником в автомобильной жизни клиента. Ключевая задача для нас — обеспечить полное покрытие жизненных сценариев, возникающих у водителя, и постоянно совершенствоваться ради удовлетворения потребностей клиентов.
Ситидрайв активно адаптируется к этим переменам, развивая мультипродуктовую платформу, где клиент получает доступ ко всему спектру транспортных решений. Наш приоритет — предоставление качественной инфраструктуры и качественных продуктов, соответствующих современному уровню требований и ожидаемых стандартов.
— Долгосрочная аренда стала новой ступенью развития вашей компании. Какой отклик получили клиенты на такую инициативу? Возможно ли, что долгосрочная аренда станет основным направлением бизнеса?
На данном этапе долгосрочная аренда представляет собой важное, но не единственное направление деятельности компании. Отмечу, что число автомобилей, задействованных в проекте, составляет порядка 1 000 единиц. Среди продуктов выделяется два основных варианта подписки:
Первый — стандартная аренда сроком от одного до восемнадцати месяцев. Данный формат идеально подходит для клиентов, желающих временно пользоваться автомобилем без лишней бюрократии и рисков, связанных с владением транспортным средством.
Второй продукт — подписка с правом последующего выкупа автомобиля. Подобная схема приобретает особую популярность среди наших пользователей. Фактически, это альтернатива привычному автокредиту, но с существенным преимуществом: компания берёт на себя заботы по обслуживанию автомобиля, замене шин и другим вопросам технического характера.
Такая форма подписки показала отличные результаты: её выбрали значительное число клиентов, причём показатели роста оказались весьма значительными. Это подтверждает нашу уверенность в правильности выбранного пути. Таким образом, хотя подписка и долгосрочная аренда занимают меньшую долю рынка по сравнению с традиционным каршерингом, темпы их роста внушительны, и мы ожидаем продолжения положительной динамики. Тем не менее, говорить о полном переходе к долгосрочной аренде как основному направлению пока преждевременно. Основной вектор развития компании остается прежним — удовлетворение разнообразия потребностей клиентов.
— Расскажите о сервисе «Ситидрайв Автотрейд». Насколько популярна покупка подержанных автомобилей из вашего парка каршеринга? Кто основной покупатель машин с пробегом в вашем предложении?
Автотрейд — это самостоятельное подразделение компании, ответственное за продажу автомобилей, отработавших свой ресурс в каршеринге. Безусловно, бытует стереотип, будто машина, бывшая в активной эксплуатации, автоматически теряет привлекательность для покупателя. Однако важно учесть, что каждая единица проходит тщательную проверку и обслуживание, соответствующее строгим стандартам безопасности и надежности. Покупатели вправе получить исчерпывающие сведения обо всей истории конкретного автомобиля, вплоть до мельчайших деталей. Это служит гарантией высокого уровня технической подготовки и устраняет сомнения потенциальных покупателей.
Наш автопарк отличается сравнительно небольшим пробегом, особенно в сравнении с машинами, используемыми в службах такси. Средняя продолжительность пребывания автомобиля в службе составляет от полугода до четырех-пяти лет, после чего он поступает на реализацию. Благодаря грамотному обслуживанию и контролю состояния, наши автомобили обладают достойным техническим состоянием и вполне конкурентоспособны на вторичном рынке. Автотрейд успешно реализовал тысячи автомобилей. Отдельная команда занимается подготовкой и продажей машин, прошедших службу в каршеринге. Покупателями выступают как физические лица, заинтересованные в приобретении надежного автомобиля по привлекательной цене, так и корпоративные клиенты, стремящиеся обновить собственный автопарк.
Сервис доступен в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге, но вскоре планируем расширить присутствие и запустить аналогичный проект в регионах. Одна из ближайших задач — интеграция функционала по продаже автомобилей в обновленную версию нашего мобильного приложения, предоставив клиентам удобную возможность приобретения подходящего автомобиля буквально в несколько кликов.
— Почему вы решили расширить классический прокат автомобилей «Ситидрайв Рент»? Насколько отличается аудитория классических прокатов от ваших основных пользователей каршеринга?
Классический прокат автомобилей появился в нашем портфеле неслучайно. Причина проста: мы заметили значительный дефицит качественного предложения на рынке после ухода многих международных игроков в 2022 году. Поскольку у нас уже имелись необходимые ресурсы и компетенции для предоставления подобного сервиса, решение о запуске классической аренды оказалось естественным продолжением нашего бизнеса.
Сначала мы предложили услугу в Санкт-Петербурге, затем последовательно внедрили её в Сочи и Москве. Теперь классический прокат представлен практически во всех наших городах присутствия. Обратим внимание на различия аудиторий классического проката и каршеринга. Обе группы частично совпадают, но имеются и отличия. Прокат традиционно привлекает туристов, которым необходим удобный и надежный автомобиль для комфортного путешествия по новому месту. Вторая важная целевая аудитория — корпоративные клиенты, сотрудники компаний, прибывающие в город по делам и нуждающиеся в мобильности. Классический прокат пока существует у нас недолго, но мы твердо намерены внести положительные изменения в отрасль. Процессы, используемые конкурентами, нередко устарели и слабо учитывают реальные потребности пользователей. Исходя из опыта успешной реализации каршеринга, мы ставим цель модернизировать классические схемы проката, сделав их удобнее и привлекательнее для конечного потребителя.
— На какой срок в среднем берут автомобили в долгосрочную аренду? Сколько в среднем длится суточная аренда автомобилей?
Большинство наших клиентов предпочитают долгосрочный формат аренды. Наиболее распространённый период аренды колеблется в диапазоне от пяти до семи лет. Фактически, мы разработали продукт, схожий с традиционной схемой автокредитования: выбрав подписку на пять лет, клиент совершает регулярные платежи и впоследствии может выкупить автомобиль по фиксированной ставке. При оформлении договора на семь лет выплаты осуществляются аналогично, но в конце срока отсутствует необходимость дополнительного платежа за выкуп — автомобиль переходит в собственность владельца.
Наши данные подтверждают, что значительная часть пользователей выбирает долгосрочную аренду: более 80% клиентов продлевают договор минимум на шесть месяцев и дольше. Первоначально мы предполагали, что пользователи поведут себя иначе, рассматривая сервис ближе к обычному прокату, но практика показала противоположное: люди охотно соглашаются на длительный формат сотрудничества, благодаря чему сам продукт получил название Надолго.
— Какие марки автомобилей чаще всего выбирают пользователи и почему?
Однозначно лидирует сегмент кроссоверов, оттеснив некогда популярный класс недорогих седанов. До 2020 года, когда бюджетные седаны типа Kia Rio, Volkswagen Polo и Skoda Rapid доминировали на рынке, многие пользователи отдавали предпочтение именно таким автомобилям. Впоследствии седаны исчезли из общего поля предложений, уступив место кроссоверам, которые обеспечивают повышенный комфорт и функциональность.
Сегодня в сегменте городских автомобилей популярны китайские производители, чья продукция зарекомендовала себя на российском рынке. Среди фаворитов выделяются Haval, Geely, Chery и Changan. Важно отметить четкую корреляцию между использованием автомобилей в каршеринге и последующими покупками: клиенты склонны приобретать те модели, которыми пользовались ранее. Соответственно, присутствие определенных марок в нашем автопарке способствует повышению узнаваемости и росту спроса на конкретные модели. Каждый из перечисленных брендов прочно закрепился на рынке и обладает широкой базой лояльных пользователей.
— Как застрахованы пользователи Ситидрайв от ДТП, поломки автомобиля?
Безопасность наших клиентов всегда на первом месте. Каждый автомобиль, находящийся в распоряжении Ситидрайва, обязательно застрахован по полису ОСАГО, что обеспечивает защиту ответственности перед третьими лицами в случае дорожно-транспортного происшествия. Дополнительно предлагается широкий спектр страховых пакетов КАСКО, которые защищают автомобиль от повреждений различного характера. Доступны как базовые версии страхования, покрывающие минимальные риски, так и полный пакет КАСКО, обеспечивающий максимальный уровень защиты.
Программа лояльности играет важную роль в обеспечении дополнительной финансовой защиты наших постоянных клиентов. Пользователям, регулярно использующим услуги Ситидрайва, предоставляется бесплатное оформление полиса КАСКО, освобождая их от финансовых обязательств и переживаний по поводу возможных аварий и повреждений автомобиля.
— Какой совет дали бы предпринимателям, решившим войти в сферу транспортных услуг?
Решаясь заняться бизнесом в транспортной индустрии, крайне важно искренне любить автомобили и глубоко разбираться в особенностях этого рынка. Без реального увлечения и знания нюансов успеха добиться трудно. Важнейший фактор успеха — точное понимание экономических реалий. Нынешняя ситуация требует внимательного анализа и расчета. Высокая стоимость финансирования и неблагоприятные экономические условия создают серьёзные сложности для новичков, заставляя предпринимателей действовать осторожно. Необходимо трезво оценивать финансовые риски и разумно подходить к вложениям капитала.
Моя рекомендация — внимательно изучить ситуацию на рынке, пообщаться с действующими игроками и пользователями услуг, убедиться, что ваша идея соответствует актуальным потребностям клиентов. Только после детального изучения вопроса и выявления чётких преимуществ стоит приступать к реализации задуманного. Успех зависит не от личных амбиций предпринимателя, а от готовности прислушиваться к потребителю. Клиентоориентированный подход, учет мнений и пожеланий целевой аудитории станут ключом к построению прибыльного и востребованного бизнеса.
Реклама. ООО «Новые транспортные системы», ИНН 7704314221
Рекомендуем:






Популярное
Эксперты назвали лучшее время для проезда по Крымскому мосту без пробок
Жителей Кубани предупредили о повышении цен на газ
Суточная аренда квартир на Черноморском побережье выросла в среднем на 10%
Жителя Анапы судят по обвинению в подготовке теракта
Злата Колотвина, VK Fest: «Мы показываем, что культура может быть живой, разной и доступной для всех»
Последние новости