-
30 мая 2024 11:09
интервью
общество
недвижимость
Главный архитектор Кубани Илья Поздняков рассказал о новом центре Краснодара
Лента новостей
Илья Поздняков рассказал о мерах борьбы с застройкой домов в разных стилях. Кроме того, обсудили строительство «Нового Краснодара» и узнали, что будет с историческим центром
Руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Илья Поздняков рассказал BFM Кубань о главных проблемах и задачах, которые нужно решить в ближайшие 10 лет.
— Вы раньше были главным архитектором Зеленоградского округа. Вам удалось за четыре года сделать стильный, современный, красивый город. Должность руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края вы занимаете 3,5 года. Что удалось сделать за это время у нас в регионе?
Илья Поздняков: В первую очередь, хочу сказать, что должность главного архитектора региона и главного архитектора округа — это абсолютно разные работы. И если там в большей степени занимались комфортной городской средой, какими-то насущными проблемами жителей, то здесь, безусловно, в наших руках такие механизмы как градостроительная политика субъекта. Мы большой акцент сделали на корректировку нормативов проектирования. И это направление у нас до сих пор анализируется. Мы вносим какие-то локальные правки, но основной блок изменений у нас прошел в 2021 году.
Мы в департаменте разработали, утвердили блок нормативов проектирования, которые касаются комплексной жилой застройки. И в целом ввели такое понятие, как комплексная застройка, которая определяет и подход к строительству, и сделает акцент на обеспеченность социальными объектами будущих жителей. Ну, и в том числе, закрывает проблемы текущих городов. Поэтому, наверное, если говорить в целом, то это основная работа власти. В этом направлении — это первый пункт, который можно считать практически завершенным, это изменение нормативов градопроектирования и градостроительной политики региона.
Второе, наверное, что мы сделали, это создали информационную систему обеспечения градостроительной деятельности. Такая база данных, куда подключены все муниципальные образования, ряд исполнительных органов власти субъекта, и все документы, которые формируются, именно градостроительные документы, они стекаются в эту базу, анализируются там и хранятся. Соответственно, сейчас одной из таких глобальных задач является развитие этой системы, создание новых функций на базе существующих материалов, что в будущем упростит жизнь и людям в том числе, и работникам муниципалитетов.
Третий блок, который тоже можно выделить, это создание Института развития градостроительства городской среды Краснодарского края. Благодаря созданию этого института у нас и получилось, соответственно, глубоко и качественно проработать нормативы градопроектирования. Кроме того, мы большое количество методических рекомендаций издали для муниципальных образований, которые касаются разных сфер, будь то благоустройство, оформление фасадов, требования к формированию городской среды, к рекламе, к объектам социального назначения: типовые проекты школ, садов.
В общем, довольно большой объем за эти пару лет мы сделали. Первые полтора года ушли на создание, финансирования, набор сотрудников, их обучение и так далее. Ну и, конечно, такие глобальные задачи в рамках общей деятельности. И еще есть текущие задачи, которые мы тоже успешно решали. Мы скорректировали гигантское количество градостроительных документов городов: это и Сочи, и Краснодар, и Анапа, Геленджик, Горячий Крюч. Ну, не буду все перечислять. В общем, все крупные города и большое количество городских округов и сельских поселений. И разные результаты эта работа позволит достичь. В том числе, можно сказать, что на третий квартал 23-го года в рамках мониторинга удалось вернуть в сельхозку порядка 21 тысячи гектар. И сейчас проработаны документы, еще где-то 35−36 тысяч гектаров вернется в нее до конца 24-го, середины 25-го года. Соответственно, считаем это тоже таким значительным вкладом в стабильность нашей страны.
— Какие главные проблемы вы видите на сегодняшний день в Краснодарском крае?
Илья Поздняков: Знаете, я их больше характеризую не как проблемы, а как задачи, с которыми нужно работать, с какими-то сложнее, с какими-то проще. Но, конечно, хочется установить какой-то общий уровень порядка в субъекте, и мы над этим работаем. А, наверное, самая большая сложность в этом — это синхронизация всех программ, начиная от транспорта, заканчивая какой-то коммунальной инфраструктурой. И вот, мне кажется, основная сложность — это все эти сложные процессы глубокие, в которых задействовано большое количество людей, увязать в какую-то одну единую понятную картину.
— С Заслуженным экономистом Кубани Александром Полиди мы разговаривали по поводу того, как можно привлечь дополнительные деньги в бюджет администрации. Тогда экономист заявил, что власти недооценивают туристический потенциал самого Краснодара. По вашему мнению, что нужно сделать, чтобы Краснодар стал туристическим городом? Нужно его вообще делать таковым? Поскольку мимо нас проезжает каждое лето очень много автотуристов, но никто не останавливается, все продолжают ехать в сторону моря.
Илья Поздняков: Ну, во-первых, нельзя сказать, что никто не останавливается. Все равно часть людей останавливается, плюс Краснодар является экономическим центром субъекта, и сюда едут люди заключать сделки, встречаться по каким-то бизнес-вопросам, поэтому, может быть, здесь не так развит легкий туризм. То есть, когда там про прогулки, экскурсии и так далее. Но зато активно развивается бизнес-туризм. Нельзя забывать, что его нельзя исключать. Может быть, Краснодар в этом плане как раз выделяется среди прочих городов Краснодарского края. Ну, а что касается увеличения его привлекательности, это, конечно, работа с городской средой.
Чем более связанная и законченная среда у нас будет формироваться, тем больше людей, активностей, бизнесов и каких-то предприятий у нас будут открываться. Тут, наверное, рецепт простой. То есть, работаем над средой, увеличиваем туристический потенциал. Не работаем, как минимум, происходит либо его сохранение, либо стагнация.
— Наши курорты постоянно развиваются, мы видим обновленную набережную в Геленджике, но россияне всегда выбирают три направления — Геленджик, Анапа и Сочи. А чего не хватает другим курортным городам для привлечения туристов?
Илья Поздняков: Если честно, я не сказал бы, что россияне выбирают только эти курорты, все-таки сейчас активно начал развиваться Туапсинский район, там тоже строятся достойные объекты. В первую очередь, конечно, сервиса и услуг россиянам не хватает. То есть, что нужно туристу? Ему нужно пространство комфортное, в котором можно провести значительное количество времени, совершить прогулку и за это время посетить определенный объем заведений. Это заведения общепита и заведения, которые представляют различные услуги по оздоровлению и так далее.
Соответственно, если в городах таких территорий и объектов появляться не будет, их привлекательность будет на фоне разных городов теряться. Поэтому тут я, наверное, тоже Америку не открою. Скажу, что нужно привлекать инвесторов, развивать свои территории, благоустраивать их и формировать какие-то локальные точки притяжения людей. Может быть, культурную программу тоже развивать, потому что туризм бывает разный, в том числе событийный. Например, под какое-то событие люди тоже могут приезжать. Это все задачи муниципалитетов, которыми нужно заниматься, либо копировать уже сформированный опыт, либо генерировать свой собственный.
— Как согласовывается стройка домов в разных архитектурных стилях? Например, строят современный ЖК, а через дорогу панельный невзрачный дом. Можем привезти в пример ЖК «Парус» и ЖК «Стрижи» в микрорайоне Гидростроителей. Таким образом, в одном месте разные стили. Как вы с этим боретесь?
Илья Поздняков: Конкретно мы с этим напрямую боремся. Например, сейчас создан механизм АГО. Это архитектурно-градостроительный облик, который должен закладываться в правилах землепользования застройки. Мы, со стороны департамента, разработали методические рекомендации для муниципальных образований, в которых прописали алгоритм, параметры, которые можно занормировать. В том числе это может касаться и каких-то стилистических особенностей, цветовой гаммы, ритм окон и так далее.
Соответственно, чтобы не приходить, допустим, к понятиям вкусовым каким-то, то есть, когда какой-то человек определяет сам, нравится ему или не нравится, мы считаем, что уместно в открытом документе, общедоступном, такие требования установить. Требования устанавливаются не для города в целом, а для локальных территорий. То есть, допустим, разные районы города могут обладать разным набором требований, тем самым регулироваться уже довольно тонко. Поэтому механизм такой существует, просто им нужно пользоваться. Опять же, это работа на уровне муниципальных образований.
— Идет строительство «Нового Краснодара». Что будет со «старым»? Не получится ли так, что новый район будет выглядеть как новый город, который по стилю будет отличаться от исторического центра?
Илья Поздняков: Знаете, если бы я сейчас задал вопрос, какой у нас стиль исторического центра, мне кажется, вы бы в затруднительном положении оказались, потому что стиль нашего центра, наверное, такая максимально эклектика, когда перемешалось все, что возможно. Что касается «Нового Краснодара», по сути, это еще один полноценный район города. Более того, если посмотреть на крупный жилой комплекс, который сейчас реализуется, то мы можем заметить ряд закономерностей, в большей степени, которые указывают нам на то, что это не какие-то центры притяжения, либо зоны, в которые хочется переехать, допустим, с другого района погулять.
Это места для проживания людей, которые обеспечены минимальным набором инфраструктуры первой ступени. То есть те объекты, в которые люди ходят каждый день — школы, детские сады, поликлиники, физкультурно-оздоровительные комплексы, зеленые зоны и так далее. Но каких-то глобальных аттракторов городских не формируется. «Новый Краснодар», так как он изначально планировался не каким-то локальным застройщиком, а, по сути, нами вместе с городом, то значительная территория, порядка полутора тысяч гектар, позволяет нам рассмотреть возможность появления ряд других объектов иных. Таких, как там, объекты культуры, объекты образования, допустим, среднего звена, колледжи, какие-то техникумы, крупные объекты спортивного значения. И тем самым сформировать уже не еще один спальный район, а интересную насыщенную среду объектами. Тем более, что по нашим предварительным расчетам площадь застройки жилыми домами планируется не более 35%. Все остальное — это насыщенная городская инфраструктура.
Мы полагаем, что такой район он бы больше смог привнести самому городу Краснодар, то есть позволить ему разгрузить те объекты и аттракторы городские, которые уже сформированы, которые, по сути, принимают на себя нагрузку от нового объема жителей, но не поддерживаются новыми похожими объектами. А вот «Новый Краснодар» смог бы как раз ряд таких объектов в себя вместить и позволить жителям выбирать из более широкого ассортимента интересных каких-то событий, объектов и так далее.
— А мы можем сказать, что «Новый Краснодар» станет новым центром?
Илья Поздняков: Я думаю, что у Краснодара навсегда останется свой исторический центр. То есть, его, надеюсь, никто не отнимет. Более того, установлен ряд ограничений, которые не позволяют, допустим, сейчас его уничтожить либо там сильно как-то трансформировать и перестроить. Поэтому даже если у Краснодара появится еще один центр, его можно назвать просто еще одним центром. Но как-то заменить, наверное, его полноценно не сможет. Другой вопрос, что Краснодару он нужен, потому что наш исторический центр, он небольшой, он имеет ограниченный объем. Его уже в принципе развить дополнительно в стороны невозможно, он весь застроен. Его можно локально реновировать, обновить, может быть, немного перестроить. Но опять же, в разумных параметрах, которые определены приметами охраны.
А новый современный центр Краснодара, это, наверное, назревшая необходимость, ввиду того, что объем жителей за последние 15 лет увеличился практически вдвое. А каких-то новых мест, интересных для прогулок, для, допустим, поездок на велосипеде даже всей семьей, их не прибавилось.
Поэтому большой акцент в «Новом Краснодаре» был сделан как раз на создание таких крупных рекреационных зон, связанных едиными пешеходными и веломаршрутами. Там планируется два больших парка площадью более 50 гектаров. Это парки сопоставимые, либо даже более крупные по площади, чем Чистяковская Роща. Они равномерно распределены так, чтобы доступ жителей был не более 20 минут пешком, грубо говоря. И связаны между собой широкими бульварами наподобие нашего бульвара на улице Красная. Единственное, что он имеет заужение, и потом превращается в дорогу. Все бульвары будут иметь ширину порядка 50−75 метров в чистые зеленые зоны, в которых будут располагаться какие-то объекты спорта. Может быть, небольшие объекты торговли, небольшие рестораны. Ну, и, соответственно, зеленые насаждения, в тени которых человек может довольно долго передвигаться. То есть, если взять полный маршрут, который проходит таким кольцом по всему новому району, он длиной, наверное, будет километров 10−12. То есть, в 12 километров вы можете идти по благоустроенным зеленым пространствам.
— Вы уже слегка затронули тему реновации. А планируется ли применить данный процесс не только в центре, но и в спальных районах?
Илья Поздняков: Ну, реновация предполагает перестройку объектов. То есть, если мы говорим про спальные районы, то, как правило, многоэтажная застройка. Я, честно говоря, не думаю, что в ближайшем будущем возможно расселить крупные многоквартирные жилые дома. Потому что плотность в старых районах, она просто запредельна. Предполагается, что мы должны задействовать территории вдвое больше, чтобы реновировать существующую.
И здесь, наверное, знаете, как проблема будет основная? Это невозможность создания экономической модели, при которой новые строительства перекроют затраты на переселение, перестройку и демонтаж старых объектов. Такие точечные, наверное, локальные истории будут. Ну, нельзя говорить, что реновация применима, наверное, к каким-то целым районам Краснодара.
— По вашему мнению, какие самые лучшие районы Краснодара?
Илья Поздняков: Это провокационный вопрос, я не хочу на него отвечать, чтобы никого не обидеть.
— Но тогда чего не хватает районам Краснодара?
Илья Поздняков: Знаете, я, наверное, уже сформировал ответ в предыдущем ответе. Не хватает районам некоторых каких-то локальных центров притяжения. Может быть, в некоторых районах просто скучновато. Там кроме домов и социальных объектов практически ничего нет. Иногда не хватает зеленых зон. Тоже естественная необходимость для жителей Краснодара, потому что погода у нас довольно жаркая, и, конечно, хочется провести время в тени деревьев. И вот их мне, допустим, лично местами не хватает. У нас для этого в нормативах специально была введена норма, которая обязует высаживать деревья, по сути всех. Читайте также: Александр Полиди: «Мы очень недооцениваем туристический потенциал Краснодара»
То есть, любая застройка сейчас должна быть обеспечена деревьями из расчета 75 деревьев на 1 гектар территории. Понятно, что может быть, мы не закроем на 100% потребность жителей в зеленых насаждениях таким решением. Но тем не менее, для новых районов это будет хорошее подспорье в будущем. Понятно, что на этапе реализации объектов эти деревья, они не выглядят как массивные зеленые насаждения, но, тем не менее, у нас прописаны и параметры их в том числе, и мы будем следить за тем, чтобы они выполнялись.
— Илья Владимирович, спасибо за беседу.
Илья Поздняков: Спасибо.
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Водитель внедорожника погиб после столкновения с большегрузом на Кубани
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
Последние новости