-
04 марта 2023 14:52
общество
Андрей Ступаченко: У предпринимателей начала XX века есть чему поучиться
Лента новостей
В проекте «От первого лица» Антон Балзовский побеседовал с Андреем Ступаченко, создателем авторских прогулок по Екатеринодару и автором проекта «Маркетинг царской эпохи» на Business FM
20 февраля на Business FM Краснодар стартовал проект «Маркетинг царской эпохи». Сегодня автор проекта Андрей Ступаченко рассказал, насколько тяжело было готовить материал для проекта и какое количество архивов изучено, в чем принципиальная разница между рекламой царской эпохи и нынешней, и какой бизнес, смотря сквозь года, мог бы быть самым прибыльным в Екатеринодаре!
Андрей, приветствую тебя!
Андрей Ступаченко: Здравствуйте, дорогие радиослушатели!
Ну и первый вопрос. Насколько тяжело было собрать материал для этого проекта?
Андрей Ступаченко: Не тяжело, но для этого требовалось определённые человеко-часы затраты. Давайте сразу проговорим, что для меня это не ремесло, не бизнес, а образ жизни. И некий, разумеется, личный фонд исторических газет у меня был изначально. Плюс огромной проблемой является тот факт, что исторический фонд периодических изданий у нас разделен между двумя местами: библиотекой имени Пушкина и Краевым архивом Краснодарского края. Соответственно часть в одном месте, часть газет в другом и еще часть тех, которые есть у меня дома. Поэтому я не могу сказать, что это сложно, это всё-таки не Бином Ньютона, но безусловно требует определенного количество трудозатрат.
А на кого, как ты считаешь, прежде всего рассчитан этот проект, на какого слушателя?
Андрей Ступаченко: Две истории, а истина, как всегда, где-то посередине. Во-первых, мне хочется донести людям историю нашего города, нашего региона через рекламные объявления, потому что там есть очень много истории повседневности и бытописания. И это попытка вырастить горожанина. Чтобы при упоминании гостей нашего города, что: «Мол мы наслышаны, что Краснодар большая деревня и прочее», чтобы у людей, которые послушают эти объявления, как и у меня при таком выражении «шерсть на загривке просто дыбом вставала». И вот эти вот истории про роскошные ресторации, магазины с рижскими сигарами и прочим, сразу преподносилось. А с другой стороны, я убеждён, что предпринимателям начала XX века было чему нас научить сейчас. Я убеждён, что любой средний предприниматель Екатеринодара, осознав тот инструмент, который у нас есть, искренне бы поразился, почему в этой студии не все миллионеры сейчас сидят.
Я правильно понял, что основной целью проекта было из «собачкиной столицы», как называл Маяковский Екатеринодар, город перерисовать в маленький Париж?
Андрей Ступаченко: Не перерисовать! Не надо там ничего перерисовывать. Донести, что это город, которым мы можем гордиться — раз! И, во-вторых, предприниматели нынешней эпохи должны смотреть и учиться у тех ребят, которые открывали свои буфеты с 7:00 утра до 3:00 ночи, это я вам фактический график работы говорю. Когда в гостинице «Европейской» стоял стовёдерный аквариум, где плавали осетры, а в гостиницах подавали севастопольские кормленые устрицы. Это все не ради пафоса, а это ради того, чтобы сказать: «Ребята нам нужно сейчас всем замолчать и делать бизнес классно», без истории под названием «ненавязчивый кубанский сервис» — с этой некой леностью и праздностью. Потому что люди тогда умели работать и работали круто!
Ты подвёл меня к вопросу о том, есть ли чему современным маркетологам и предпринимателям поучится у маркетологов и предпринимателей того времени?
Андрей Ступаченко: На мой взгляд, всему! Логистика — раз! Например, на улице Красная продавались в январе ромашки, фиалки, ландыши. Копирайтинг, маркетинг — для этого достаточно почитать рекламные объявления. Я понимаю, что время диктует свои правила, но всё-таки согласитесь в начале XX века — это «ондулянсион», а у нас завивка! Далее, подходу к делу — повторюсь, буфет открыт с 7:00 утра до 3:00 ночи — «привет» всем ресторатором Краснодара современного! Очень бы хотелось увидеть такой график, чтоб мы имели возможность рано утром позавтракать на улице Красной. К слову, в объявлениях это не сквозит, но, если мы с вами «хлопнули» по рукам, то, значит, мы «хлопнули» по рукам, понимаете? Миллион возможностей для улучшения своего бизнеса лежит там, в тех самых рекламных объявлениях! Если мы достучимся — я буду счастлив!
Тебя, наверное, уже мало чем можно удивить....
Андрей Ступаченко: Да нет! История в этом и крута, что, чем больше ты читаешь, сидишь в архивах и покрываешься библиотечной архивной пылью, тем больше понимаешь, что ты вообще ничего не знаешь! И я вас уверяю, слева, справа постоянно что-то прилетает такое, отчего ты себе говоришь: «Боже мой! Да неужели?! Да ладно?!» Я поэтому и увлекаюсь этим. Это образ жизни, потому что каждый день что-то узнаешь, что вызывает эти эмоции.
Так вот сколько раз во время подготовки проекта ты это словословосочетание повторял?
Андрей Ступаченко: В следующий раз я посчитаю! Хорошую мне идею подали.
Ну, а что-то особенное запомнилось, когда ты готовился к этому проекту? Что-то такое, что реально шокировало?
Андрей Ступаченко: Я не могу сказать, что шокировало, но я однозначно убедился, в том, что не только мода, но и бизнес развивается по спирали. Те же самые расклады, те же системы ценообразования, распродажи! Это не что-то революционное прорывное, чего не было. Я вижу то, что у нас есть сейчас, только в более изящное галантной форме! Практически каждое объявление — от лучших на Кавказе автомобилей, до прагматичных объявлений рынка строительных материалов.
Ну смотри, понятно, что раз в Краснодаре развивался маркетинг, то и наверняка в других городах тоже! Как, по-твоему, чем Краснодар того времени разительно отличался от других городов?
Андрей Ступаченко: Как и сейчас, не поверите, опять параллели! Простите меня, но я экскурсовод, я вынужден гиперболизировать и говорить более открыто и прямо. Современная экономика города заточена под главный городской экономический продукт — квадратный метр жилья! Это то, что сейчас является градообразующим. Я понимаю, публика Business FM — через раз кандидаты экономических наук, но я не претендую на их лавры, я говорю как экскурсовод. Так вот, у Екатеринодара того времени чётко, выраженная специализация — переработка сельского хозяйства — маслобойная, мукомольная и табак. И отталкиваясь от изучения этих отраслей, картинка Екатеринодара достаточно специфическая. У большинства городов было своя специфика. Лодзь, нынешней польский город — это ткани. Ткани или «красный товар» — это половина Подмосковья. Ростов-на-Дону, извечный наш конкурент по всем вопросам — это портовый город. Екатеринодар это те три отрасли, которые я назвал, плюс нефть, которая у нас появилась в 1907 году.
Но ведь и рыба тогда в Кубани водилось очень много.
Андрей Ступаченко: Мы же о бизнесе говорим. Да, безусловно рыба водилась и добывалась, но говорить, что рыба имела такое же значение для экономики города, как для Астрахани, условно говоря, было бы глупо.
Ещё такой вопрос. Андрей, если пофантазировать и на «машине времени» мы с тобой возвращаемся в начало XX века. Ты, как знаток, чем бы посоветовал мне заняться? Куда инвестировать средства, которые были бы у меня?
Андрей Ступаченко: Есть две темы, давайте я как-то витиевато скажу, чтобы все всё поняли. У меня готовый сценарий прописан давно, который я на экскурсиях своих озвучиваю.
То есть, ты ждешь «машину времени»?
Андрей Ступаченко: Надо быть ко всему готовым! Соответственно, если бы я провалился в такую воронку времени и очнулся в начале XX века, кстати, очень классная параллель с современностью, я бы занялся курсами по финансовой грамотности дам, можно сказать с низкой социальной ответственностью или дам пикантной, или древнейший профессии.
Интересно...
Андрей Ступаченко: Потому что это были достаточно высококвалифицированные и высокооплачиваемые барышни. Но была такая русская история: легко деньги пришли и легко ушли! Если посмотреть в целом, то эти несчастные девицы, которые зарабатывали достаточно серьезные суммы, были в долгах, как в шелках. Вот это история нашего не очень правильного отношения к финансам, не говорю уже про микрофинансовые организации. Вторая история — про виноделие. Это тоже ещё одна очень интересная отрасль на Кубани, как тогда, так и сейчас. Я бы мощно вкладывался в развитие виноградников, которые, в том числе, были и вокруг Екатеринодара. Другой вопрос, что это был столовый виноград, но по вину в городе немного людей работало.
Я слушал твою программу и наткнулся на то, что в Екатеринодаре было очень много модниц!
Андрей Ступаченко: Да, конечно! Это же южная красота! Я зачитаю Шолоховым: «Казачку из всех баб угадаешь. В одёже привычка, чтоб всё на виду было; хочешь — гляди, а хочешь — нет. А у мужички зад с передом не разберёшь, — как в мешке ходит...». Чувствуете? Ни для кого не секрет, что южная красота — это феномен русской культуры. Начиная с Дона, Кубань, Терек — все казачки, все красивые плюс кровосмешения, многонациональность, мультикультурность и так далее. Разумеется, за модами следили, моды любили! У меня есть отдельная лекция «Fashion, Glamour, Beauty начала XX века». Готовясь к этой лекции, как и к нашему проекту, я достаточно глубоко изучал вопрос, откуда черпали вдохновение и как это всё работало? Вы не поверите, в Екатеринодаре начала XX века, осенью уже получали журналы, выкройки моделей парижских мод ровно того же самого сезона. Ровно так же, как сейчас!
То есть, не случайно, что в Краснодаре много бутиков одежды?
Андрей Ступаченко: Конечно! Это прям преемственность той славной эпохи!
Давай, раскроем, может быть небольшую завесу тайны. Что нас ждёт впереди в проекте?
Андрей Ступаченко: Нас ждут несколько десятков выпусков, в которых перед нашими слушателями во всей красоте, во всей немыслимой элегантности начала XX века, той самой прекрасной эпохи раскроются бизнес-секреты и бизнес-подходы Екатеринодара начала XX века.
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Водитель внедорожника погиб после столкновения с большегрузом на Кубани
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
Последние новости