Вторник, 08 октября 2024

ЦБ

$ 96.06

105.31

BRENT

$ 79.72

/

7657

RTS

916.17

Андрей Ступаченко: У предпринимателей начала XX века есть чему поучиться


Лента новостей

В проекте «От первого лица» Антон Балзовский побеседовал с Андреем Ступаченко, создателем авторских прогулок по Екатеринодару и автором проекта «Маркетинг царской эпохи» на Business FM

Фото: Юрий Серебренников / BFM Кубань

20 февраля на Business FM Краснодар стартовал проект «Маркетинг царской эпохи». Сегодня автор проекта Андрей Ступаченко рассказал, насколько тяжело было готовить материал для проекта и какое количество архивов изучено, в чем принципиальная разница между рекламой царской эпохи и нынешней, и какой бизнес, смотря сквозь года, мог бы быть самым прибыльным в Екатеринодаре!

 

Андрей, приветствую тебя!

Андрей Ступаченко: Здравствуйте, дорогие радиослушатели!

 

Ну и первый вопрос. Насколько тяжело было собрать материал для этого проекта?

Андрей Ступаченко: Не тяжело, но для этого требовалось определённые человеко-часы затраты. Давайте сразу проговорим, что для меня это не ремесло, не бизнес, а образ жизни. И некий, разумеется, личный фонд исторических газет у меня был изначально. Плюс огромной проблемой является тот факт, что исторический фонд периодических изданий у нас разделен между двумя местами: библиотекой имени Пушкина и Краевым архивом Краснодарского края. Соответственно часть в одном месте, часть газет в другом и еще часть тех, которые есть у меня дома. Поэтому я не могу сказать, что это сложно, это всё-таки не Бином Ньютона, но безусловно требует определенного количество трудозатрат.

 

А на кого, как ты считаешь, прежде всего рассчитан этот проект, на какого слушателя?

Андрей Ступаченко: Две истории, а истина, как всегда, где-то посередине. Во-первых, мне хочется донести людям историю нашего города, нашего региона через рекламные объявления, потому что там есть очень много истории повседневности и бытописания. И это попытка вырастить горожанина. Чтобы при упоминании гостей нашего города, что: «Мол мы наслышаны, что Краснодар большая деревня и прочее», чтобы у людей, которые послушают эти объявления, как и у меня при таком выражении «шерсть на загривке просто дыбом вставала». И вот эти вот истории про роскошные ресторации, магазины с рижскими сигарами и прочим, сразу преподносилось. А с другой стороны, я убеждён, что предпринимателям начала XX века было чему нас научить сейчас. Я убеждён, что любой средний предприниматель Екатеринодара, осознав тот инструмент, который у нас есть, искренне бы поразился, почему в этой студии не все миллионеры сейчас сидят.

 

Я правильно понял, что основной целью проекта было из «собачкиной столицы», как называл Маяковский Екатеринодар, город перерисовать в маленький Париж?

Андрей Ступаченко: Не перерисовать! Не надо там ничего перерисовывать. Донести, что это город, которым мы можем гордиться — раз! И, во-вторых, предприниматели нынешней эпохи должны смотреть и учиться у тех ребят, которые открывали свои буфеты с 7:00 утра до 3:00 ночи, это я вам фактический график работы говорю. Когда в гостинице «Европейской» стоял стовёдерный аквариум, где плавали осетры, а в гостиницах подавали севастопольские кормленые устрицы. Это все не ради пафоса, а это ради того, чтобы сказать: «Ребята нам нужно сейчас всем замолчать и делать бизнес классно», без истории под названием «ненавязчивый кубанский сервис» — с этой некой леностью и праздностью. Потому что люди тогда умели работать и работали круто!

 

Ты подвёл меня к вопросу о том, есть ли чему современным маркетологам и предпринимателям поучится у маркетологов и предпринимателей того времени?

Андрей Ступаченко: На мой взгляд, всему! Логистика — раз! Например, на улице Красная продавались в январе ромашки, фиалки, ландыши. Копирайтинг, маркетинг — для этого достаточно почитать рекламные объявления. Я понимаю, что время диктует свои правила, но всё-таки согласитесь в начале XX века — это «ондулянсион», а у нас завивка! Далее, подходу к делу — повторюсь, буфет открыт с 7:00 утра до 3:00 ночи — «привет» всем ресторатором Краснодара современного! Очень бы хотелось увидеть такой график, чтоб мы имели возможность рано утром позавтракать на улице Красной. К слову, в объявлениях это не сквозит, но, если мы с вами «хлопнули» по рукам, то, значит, мы «хлопнули» по рукам, понимаете? Миллион возможностей для улучшения своего бизнеса лежит там, в тех самых рекламных объявлениях! Если мы достучимся — я буду счастлив!

 

Тебя, наверное, уже мало чем можно удивить....

Андрей Ступаченко: Да нет! История в этом и крута, что, чем больше ты читаешь, сидишь в архивах и покрываешься библиотечной архивной пылью, тем больше понимаешь, что ты вообще ничего не знаешь! И я вас уверяю, слева, справа постоянно что-то прилетает такое, отчего ты себе говоришь: «Боже мой! Да неужели?! Да ладно?!» Я поэтому и увлекаюсь этим. Это образ жизни, потому что каждый день что-то узнаешь, что вызывает эти эмоции.

 

Так вот сколько раз во время подготовки проекта ты это словословосочетание повторял?

Андрей Ступаченко: В следующий раз я посчитаю! Хорошую мне идею подали.

 

Ну, а что-то особенное запомнилось, когда ты готовился к этому проекту? Что-то такое, что реально шокировало?

Андрей Ступаченко: Я не могу сказать, что шокировало, но я однозначно убедился, в том, что не только мода, но и бизнес развивается по спирали. Те же самые расклады, те же системы ценообразования, распродажи! Это не что-то революционное прорывное, чего не было. Я вижу то, что у нас есть сейчас, только в более изящное галантной форме! Практически каждое объявление — от лучших на Кавказе автомобилей, до прагматичных объявлений рынка строительных материалов.

 

Ну смотри, понятно, что раз в Краснодаре развивался маркетинг, то и наверняка в других городах тоже! Как, по-твоему, чем Краснодар того времени разительно отличался от других городов?

Андрей Ступаченко: Как и сейчас, не поверите, опять параллели! Простите меня, но я экскурсовод, я вынужден гиперболизировать и говорить более открыто и прямо. Современная экономика города заточена под главный городской экономический продукт — квадратный метр жилья! Это то, что сейчас является градообразующим. Я понимаю, публика Business FM — через раз кандидаты экономических наук, но я не претендую на их лавры, я говорю как экскурсовод. Так вот, у Екатеринодара того времени чётко, выраженная специализация — переработка сельского хозяйства — маслобойная, мукомольная и табак. И отталкиваясь от изучения этих отраслей, картинка Екатеринодара достаточно специфическая. У большинства городов было своя специфика. Лодзь, нынешней польский город — это ткани. Ткани или «красный товар» — это половина Подмосковья. Ростов-на-Дону, извечный наш конкурент по всем вопросам — это портовый город. Екатеринодар это те три отрасли, которые я назвал, плюс нефть, которая у нас появилась в 1907 году.

 

Но ведь и рыба тогда в Кубани водилось очень много.

Андрей Ступаченко: Мы же о бизнесе говорим. Да, безусловно рыба водилась и добывалась, но говорить, что рыба имела такое же значение для экономики города, как для Астрахани, условно говоря, было бы глупо.

 

Ещё такой вопрос. Андрей, если пофантазировать и на «машине времени» мы с тобой возвращаемся в начало XX века. Ты, как знаток, чем бы посоветовал мне заняться? Куда инвестировать средства, которые были бы у меня?

Андрей Ступаченко: Есть две темы, давайте я как-то витиевато скажу, чтобы все всё поняли. У меня готовый сценарий прописан давно, который я на экскурсиях своих озвучиваю.

 

То есть, ты ждешь «машину времени»?

Андрей Ступаченко: Надо быть ко всему готовым! Соответственно, если бы я провалился в такую воронку времени и очнулся в начале XX века, кстати, очень классная параллель с современностью, я бы занялся курсами по финансовой грамотности дам, можно сказать с низкой социальной ответственностью или дам пикантной, или древнейший профессии.

 

Интересно...

Андрей Ступаченко: Потому что это были достаточно высококвалифицированные и высокооплачиваемые барышни. Но была такая русская история: легко деньги пришли и легко ушли! Если посмотреть в целом, то эти несчастные девицы, которые зарабатывали достаточно серьезные суммы, были в долгах, как в шелках. Вот это история нашего не очень правильного отношения к финансам, не говорю уже про микрофинансовые организации. Вторая история — про виноделие. Это тоже ещё одна очень интересная отрасль на Кубани, как тогда, так и сейчас. Я бы мощно вкладывался в развитие виноградников, которые, в том числе, были и вокруг Екатеринодара. Другой вопрос, что это был столовый виноград, но по вину в городе немного людей работало.

 

Я слушал твою программу и наткнулся на то, что в Екатеринодаре было очень много модниц!

Андрей Ступаченко: Да, конечно! Это же южная красота! Я зачитаю Шолоховым: «Казачку из всех баб угадаешь. В одёже привычка, чтоб всё на виду было; хочешь — гляди, а хочешь — нет. А у мужички зад с передом не разберёшь, — как в мешке ходит...». Чувствуете? Ни для кого не секрет, что южная красота — это феномен русской культуры. Начиная с Дона, Кубань, Терек — все казачки, все красивые плюс кровосмешения, многонациональность, мультикультурность и так далее. Разумеется, за модами следили, моды любили! У меня есть отдельная лекция «Fashion, Glamour, Beauty начала XX века». Готовясь к этой лекции, как и к нашему проекту, я достаточно глубоко изучал вопрос, откуда черпали вдохновение и как это всё работало? Вы не поверите, в Екатеринодаре начала XX века, осенью уже получали журналы, выкройки моделей парижских мод ровно того же самого сезона. Ровно так же, как сейчас!

 

То есть, не случайно, что в Краснодаре много бутиков одежды?

Андрей Ступаченко: Конечно! Это прям преемственность той славной эпохи!

 

Давай, раскроем, может быть небольшую завесу тайны. Что нас ждёт впереди в проекте?

Андрей Ступаченко: Нас ждут несколько десятков выпусков, в которых перед нашими слушателями во всей красоте, во всей немыслимой элегантности начала XX века, той самой прекрасной эпохи раскроются бизнес-секреты и бизнес-подходы Екатеринодара начала XX века.


 

Добавить BFM.ru в свой источник новостей


Популярное