Пятница, 29 марта 2024

ЦБ

$ 92.26

99.71

BRENT

$ 87.07

/

8033

RTS

1127.25

Онколог Антон Ёлкин: В ближайшие 10 лет генетические исследования станут обыденностью


Лента новостей

По мнению члена Европейского общества онкологов, онкоуролога Антона Ёлкина, благодаря новым методам исследований, риск заболеть злокачественным образованием снизится на 30%

Фото: Антон Ёлкин

В интервью Business FM член Европейского общества онкологов, онкоуролог Антон Ёлкин поделился мнением насчет роста числа онкобольных на Кубани. В регионе ежегодно онкопатологи впервые выявляют от 26 тысяч человек. Всего же на учете у онкологов состоит 191 тысяча жителей края.

Рост числа онкобольных Ёлкин связывает с увеличением продолжительности жизни и качеством диагностики заболеваний, в этом, по мнению онколога, есть и позитивный момент. Благодаря своевременному обнаружению заболевания оно будет легче поддаваться лечению: 

«В первую, это очередь связано с тем, что население нашей планеты становится всё более пожилым, то есть мы доживаем до более поздних сроков жизни, доживаем до своего рака, тогда как средний возраст онкобольных — это 65 лет, пик заболеваемости приходится на 74 года. Во вторую очередь — улучшается качество диагностики, мы больше выявляем ранних случаев рака, всё больше есть конкретных диагностированных проблем, то есть нет смертей по неизвестным причинам. Поэтому увеличивается количество опухолей, которые мы в принципе выявляем и это позитивный фактор»

Онколог утверждает, что онкобольных не будет становиться меньше из-за ухудшающийся экологической обстановки:

«Считается, что экологическая обстановка становится в течение времени хуже. Нас больше окружает различных предметов обихода, связанных с выделением различных токсичных веществ — это пластик, вокруг нас все больше количество автомобилей, выделяющих различные химические соединения, которые обладают канцерогенным эффектом, ну и подобные моменты. Это приводит уже к истинному росту заболеваемости, связанного именно с увеличенной мутационной нагрузкой на организм человека на протяжении десятилетий его жизни».

Несмотря на то, что науке еще подлинно не известно о природе происхождения рака, последние открытия ученых уже позволяют прогнозировать вероятность появления патологий в организме:

«Сейчас благодаря развитию, скажем так, молекулярной биологии, генной инженерии. Мы точно понимаем, какие именно гены отвечают за те или иные факторы выживания опухоли клетки. За счет чего она размножается и за счет чего она уходит от иммунного ответа. Как именно она способна становится готовой к перемещению и метостазированию и, благодаря этому глубокому пониманию, есть примерная революция, которая позволила изобрести так называемую биологическую терапию».

Врач видит будущее в лечении онкологических заболеваний в их своевременном обнаружении с помощью регулярных обследований:

«В 10-15% случаев болезнь является наследственно обусловленной, то есть человек рождается с определенными генетическими поломками, которые приводят к развитию опухоли. Если мы будем выявлять людей, у которых есть такие дефектные гены и заранее рекомендовать им определенные действия, допустим, больше обследоваться, избегать определенных каких-то вредных факторов, то мы сможем помочь им, может быть, избежать онкозаболевания или помочь в том, что оно разовьется позже, чем могло бы развиться».

В качестве примера Антон Ёлкин привел Анджелину Джоли. По мнению специалиста, такой подход сможет спасти много жизни:

«Известный пример — это Анжелина Джоли, которая имеет мутацию в гене BRCA и она была вынуждена удалить себе молочные железы профилактически для того, чтобы там не развилась опухоль. На тот момент, когда это произошло, многим в мире это казалось чем-то очень странным, хотя сейчас ее примеру следуют сотни тысяч женщин. Действительно, единственный способ избежать последствий в данном случае — это удалить железистую ткань молочной железы и поставить вместо нее имплант. Это пример защитного поведения, которое позволит человеку дожить до старости, хотя раньше это считалось достаточно сложной задачей, ну и согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения считается, что мы можем снизить риск заболеть злокачественным образованием на 30%».

Тем не менее, несмотря на успехи науки, врач онколог призывает людей внимательнее относиться к своему здоровью:

«Нужно избавиться от вредных привычек такие как курение, алкоголь, избавиться от малоподвижного образа жизни, следить за диетой, чтоб не было преобладания мясной либо жирной пищи. Так же нельзя есть только одну клетчатку, так как это приводит к развитию рака желудка. Желательно избегать слишком острой пищи и слишком горячих напитков — это тоже может привести к раку пищевода. Один из важных факторов — это избегать избыточных солнечных лучей, то есть никто не говорит, что мы должны сидеть в подвалах, но лежать на пляже как «медуза» и получать солнечную радиацию — смысла никакого нет». 

Врач рекомендует регулярно проходить скрининговые исследования, чтобы поймать рак на ранней стадии:

«Это, по сути, исследование здоровых людей, чтобы среди них выявить тех, кто возможно находится в зоне риска. И их изучать чуть более углубленно, следить за их здоровьем, либо внезапно случайно нарваться на какое-нибудь ранний рак, чтобы успеть что-то предпринять. В этом плане скрининг — это баланс между экономической частью проблемы, где мы не хотим тратить слишком много средств и желанием узнать что-то про свой организм».

Также Антон Ёлкин рассказал о том, насколько сильно отличаются современные методы лечение рака от того, что было раньше:

«Чтобы понять, насколько сегодня все стало лучше, нужно коснуться того, как это было в прошлом. В прошлом у нас были три кита, на которых все базировалось — это химиотерапия, лучевая терапия и хирургия, как способ именно физически удалить опухоль из организма. В принципе, можно сказать, почти ничего не поменялось, просто каждый из методов достаточно серьезно расширил свой функционал и варианты воздействия от минимально инвазивных до полномасштабных. Химиотерапия просто стала уже одним из видов лекарственного воздействия, сейчас мы называем это лекарственная терапия и там есть биологическая терапия, под которой подразумевается таргентная терапия, гормонотерапия, иммунотерапия. У нас улучшился контроль над заболеваниями, значительно выросли сроки жизни даже в случае неизлечимого состояния болезни и многие состояния, которые ранее считались неизлечимыми, сейчас являются абсолютно рядовыми и подразумевают, что человек должен уйти в ремиссию и возможно, эта ремиссия будет длиться всю жизнь».

Говоря о будущем и о том, что можно ждать в лечении онкологии, член Европейского общества онкологов, онкоуролог Антон Ёлкин подчеркнул, что с тем темпом развития технологий и науки, который есть сейчас, долгосрочные прогнозы давать сложно. Тем не менее, Ёлкин считает, что наука стремится в светлое будущее:

«Онкология в ближайшие лет 10 и в ближайшие лет 30 будет все-таки сильно отличаться друг от друга. И в ближайшие лет 10, скорее всего, обыденностью станут генетические исследования. Будут становиться более доступными соответствующие лекарственные препараты, расширится их спектр и у нас все меньше и меньше будет опухолей, которые лечатся по-старому. Например, в прошлом году рак желочных протоков и, в том числе, желчного пузыря, который 5 лет назад считалось, что даже особо не нужно лечить, если пациент уже находится на нерезектабельной стадии процесса. То есть его нельзя прооперировать, потому что на химию этот рак не реагировал практически никак, пациенты погибали все равно неизбежно. Только они последний срок своей жизни проводили не в кругу семьи, а в больничных стенах еще и с ухудшенным самочувствием, как последствие химиотерапии. И буквально в прошлом году появилась в технических рекомендациях табличка, которая отражает генетические находки, которые в этом раке часто встречаются и внезапно этот рак стал из почти неизлечимого тем, у которого есть достаточно широкий профиль молекулярных находок, и до 50% случаев можно найти что-то, что позволит пациенту назначить даже не химию, а более точное избирательное лечение, которое, как минимум, существенно продлить жизнь, а в некоторых случаях, где пограничная ситуация, позволит перевести в разряд тех, где человек смог все-таки от своей болезни избавиться. Это прекрасно и таких заболеваний все будет меньше и меньше со временем. То, что касается онкологии лет через 30, то тут даже сложно предсказать, потому что за прошедшие 3-5 лет настолько сильно все поменялось, что если бы мне кто-то 5 лет назад рассказал чем я буду заниматься в 2022-23 году, я бы даже не поверил. С учетом этого, можно сказать, что технологическая сингулярность наступает и в онкологии. Мы стремительно движемся в светлое будущее».


С Антоном Ёлкиным беседовал Александр Львов. Полную версию интервью слушайте в подкасте Business FM Краснодар.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное