Пятница, 29 марта 2024

ЦБ

$ 92.37

99.53

BRENT

$ 87.07

/

8042

RTS

1134.07

Александр Полиди: Реформирование национальной экономики и итоги ПМЭФ-2022


Лента новостей

Об итогах ПМЭФ-2022 рассуждает эксперт, Заслуженный экономист Кубани, профессор, Александр Полиди

Фото: Александр Полиди

В прошлый раз мы с вами обсуждали тему конечного потребления как главного фактора роста ВВП, и, следовательно, благосостояния. И один из выводов – это то, что рост конечного потребления возможен только за счет роста конечных располагаемых доходов домохозяйств, который, в свою очередь, определяется ускоренным ростом производительности труда, которая, в свою очередь находится в прямой зависимости от уровня применяемых технологий, а они – прямое следствие инвестиций. Продолжая эту логическую цепочку, можно уверенно полагать, что инвестиции зависят от качества регулирования, степени свободы бизнеса и конкуренции, макроэкономической стабильности и… открытости экономики.

Что характерно, очередные эпохальные заявления на ПМЭФ-2022 на прошлой неделе некоторые называют победой либерального крыла, а я называю победой здравого смысла, по крайней мере на уровне деклараций. Основные идеи грядущей новой экономической реальности в стране таковы: реальное снижение административного давления на бизнес и устранение избыточного, то есть в действительности процентов на 90, регулирования; плюс макроэкономическая стабильность, то есть 4% инфляции и бездефицитный бюджет – священная корова российских макро финансов вне зависимости от текущей ситуации в национальном хозяйстве; плюс открытость для международного экономического сотрудничества, в том числе в области технологий; плюс о! Наконец-то это признано на самом верху!!! Признание того факта, что импортозамещение не является ни панацеей, ни супер целью.

С чем из этих пунктов можно поспорить? Человеку, осведомленному в законах экономики, — а они действуют вне чьих-то желаний или устремлений – ни с чем. Все абсолютно правильно. И непризнание жизненной необходимости реализации этих эпохальных идей уже привело к почти 15 годам весьма бесславных в плане экономического прогресса.

А что у них? Приведу в пример Индонезию, типичную страну развивающегося мира, за 20 лет совершившую ярчайший экономический прорыв. Если в начале нулевых ВВП на душу населения в Индонезии составлял примерно 20 процентов от российского, то в 2021 – уже 80% , а к 2025 году он сравняется с российским. Это при том, что население Индонезии в 287 раза больше нашего. Вот что свобода конкуренции и животворящий инвестиционный климат делают: кратно более высокие темпы прироста ВВП, бурно растущий ИТ-сектор, и уже две компании-единорога, то есть с капитализацией более миллиарда долларов. Кстати, у нас ни одного единорога до сих пор нет, несмотря на обилие славянских имен среди основателей таких компаний в той же Силиконовой долине.

Итак, на Питерском форуме, с моей точки зрения, признан неопровержимый факт: без реформирования национальной экономики максимум, на что можно рассчитывать – это около 1% прироста ВВП в год, что является ни статистически, ни зримо не значимым показателем. Это не то что драматично, это недопустимо. В этом случае минимум десятилетие уйдет на отработку последствий нынешнего спада, то есть на возвращение к показателям 21 года, который, как известно, сам по себе соответствует 13 году.

И чтобы это порочный круг разорвать, необходимо, чтобы четвертый рубль ВВП зарабатывался именно в сфере инвестиций. Помните тезис о росте производительности труда как основе роста доходов и потребления? Так вот, именно поэтому – нужны новые технологии, новые компании, причем в эффективном частном, а не в государственном секторе. И, кроме кардинального снижения регулирования и макроэкономической стабильности, здесь необходима куда более трудно зарабатываемая штука – доверие между бизнесом и государством. А оно, как известно и как признано на том самом форуме, наиболее успешно разрушалось в течение двух десятилетий. Но курс обозначен и он, по крайне мере на уровне деклараций, обещает быть продуктивным. Если, конечно, не превратится в привычную имитацию улучшений процессов без интереса к результату – расцвету частной предпринимательской инициативы.

А пока – как в известной басне: в товарищах согласия нет. Чего стоит только инициатива законодателей ввести запрет на иностранные слова на вывесках и рекламных баннерах. В запале борьбы со всем западным за отсутствие латиницы на вывесках и заимствованные слова снова ожидаемо и снова абсурдно предложено заплатить бизнесу, тому самому, которому предлагается отсутствие проверок и благодатный дождь из господдержки. Мало ему, бизнесу, маркировок, платонов, фискальных накопителей и электронного документооборота – ведь за все это платит предприниматель. Так еще и борьба с вывесками может начаться в самый «подходящий» период.

Дальше больше. Переукрепившийся курс рубля, как мы уже обсуждали, невыгоден никому, особенно экспортерам – ведь импорт сократился на 85 процентов. И логично было бы ожидать, как говорили на том же форуме, о мягком возвращении курса к комфортным 70-80 рублям за доллар. Но вот странно: политики из неэкономического блока говорят о возможном таргетировании курса рубля – то есть фактически установлении жесткого параметра курса – а это прямой возврат к 90-м и нулевым. На что Центробанк, кстати, ответственный за макроэкономическую политику страны, парирует от губительности и архаичности такого подхода и настаивает на таргетировании инфляции на уровне 4% годовых. И, заметьте, ни в том, ни в другом случае нет посыла к цели – как это повлияет на прирост ВВП и благосостояния.

В общем, инфоповоды с форума оставили двоякое впечатление: на фоне явно своевременных и взвешенных заявлений о целях государства в стимулировании экономического роста наблюдается явный дисбаланс в мнениях и инициативах тех, кто это стимулирование будет реализовывать на практике.

А вот для бизнеса текущий период может и должен быть во благо: по максимуму использовать господдержку. Надо отдать должное: такого разнообразия форм и объемов помощи от государства мы не знали. Это и субсидии для начинающих, компенсация лизинговых платежей за оборудование, льготные кредиты на пополнение оборотного капитала, гарантирование залогов, плюс финансовая и информационная поддержка экспортеров, сельхоз и промышленных производителей. Пока новые инициативы процветания готовятся в далеко небизнесовых кабинетах, надо брать то, что есть, а есть немало.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное