Пятница, 19 апреля 2024

ЦБ

$ 93.44

99.58

BRENT

$ 87.17

/

8145

RTS

1173.68

Александр Полиди: Что нужно, для успешной реализации импортозамещения


Лента новостей

Если импортозамещение - это НАШЕ ВСЁ, то давайте разберемся. что необходимо будет, для его успешного внедрения. Поможет нам в этом Заслуженный экономист Кубани Александр Полиди

Фото: Александр Полиди

В сложившейся экономической ситуации появляются пусть робкие и разрозненные, но все же более или менее адекватные оценки происходящего. Разумеется, как я уже говорил ранее, самое неблагодарное дело сейчас – это прогнозы. Прогнозировать можно развитие или стагнацию, но не политику.

Тем не менее недавно вышел практически полностью совпадающий прогноз от Минэкономразвития, председателя счетной палаты и Мирового банка. Называется цифра глубины спада – более 10%: вот видите, как осторожно и как неточно. То есть не менее 10, а вот насколько более – посмотрим.

А вот в чем сходятся экономисты и политики – это импортозамещение, возможность снижения зависимости страны от иностранных поставщиков, в первую очередь технологий. Ну, кто поспорит, что это сейчас как никогда актуально? И кто поспорит с тем, что наибольшие успехи импортозамещения видны на рынке агропромышленной продукции, наиболее пострадавшем от введенных годами ранее контрсанкции? Без преувеличения можно сказать, что именно в отрасли АПК сформирован конкурентоспособный технологический и маркетинговый фундамент для развития, причем, что удивительно для нашей реальности госкапитализма – вполне себе рыночного, конкурентного типа.

Куда более скромные успехи импортозамещения в машиностроении: ведь здесь технологические и кадровые компетенции стоят куда дороже и на их создание требуется гораздо больше времени и ресурсов, в том числе и финансовых.

Итак, если импортозамещение – наше настоящее все, то давайте разберемся, что необходимо будет для его успешного внедрения. Начну с того, что у нас есть три отраслевых комплекса, которые развиваются не по догоняющему, а по лидерскому сценарию, то есть в них созданы компетенции и технологии, авангардные в мировом масштабе. Это, безусловно, информационные технологии – чего стоят только наши программные решения для банкинга, госуслуг, бизнес-сервисов и многочисленных служб логистики. Но, кстати, это и наиболее уязвимая отрасль в настоящее время: массовый отъезд специалистов и неготовность работать в отрыве от зарубежных партнеров и технологических решений действует крайне разрушительно. Несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки сектора и специалистов – айтишников, пока отрасль продолжает разрушаться: очень высока степень взаимодействия с зарубежными компаниями и очень велики требования специалистов к качеству бизнес-среды и личному комфорту. И это нормально.

Второй сектор – это уже упомянутый АПК. Меры господдержки наиболее благодарно откликаются именно в этом секторе, ведь они ложатся на благодатную почву конкуренции – здесь невелик госсектор, а конкуренция между частными компаниями независимо от размера и сферы влияния на рынок привела к чуть ли не единственному примеру появления по-настоящему рыночной и заточенной под эффективность среды, причем экспортоориентированного типа.

Третий сектор – это энергетика, причем не только традиционные нефть-газ-уголь, но и атомная. Тут все понятно и не требует комментариев. Несмотря на 20-летние попытки снизить влияние нефтегазовых доходов на состояние бюджета это по-прежнему самый мощный поставщик валютных доходов в страну. И, кстати, только растущий – именно он привел к ситуации небывалого роста сальдо торгового баланса – это мы обсуждали на прошлой неделе.

А вот по другим отраслям и секторам экономики наш тип развития – догоняющий. Это означает, что, если вне кооперационных связей заниматься созданием технологий и компетенций процесс может затянуться на годы. И за эти годы лидеры уйдут дальше, увеличив наше технологическое отставание. Поэтому крайне важно выбрать несколько наиболее критичных, наиболее подготовленных отраслей и конкретных проектов, чтобы не закопать уйму инвестиций в никуда. А это в условиях того самого госкапитализма более чем реальная перспектива. И за примером далеко ходить не надо – практический паралич российской коммерческой авиации при том, что в отрасль были вбуханы сотни миллиардов за 20 лет, но при этом до сих пор не создано коммерчески эффективной продукции.

Итак, вывод. Имея три сектора – донора технологий и компетенций, на реализацию эффективной и концентрированной модели импортозамещения и вообще построение экономики здравого смысла потребуется лет 10-15. По крайней мере, в такой исторически сложившейся динамике можно достичь баланса между выгодами от международного разделения труда и экономического суверенитета в чувствительных отраслях. Самое неправильное, что можно в этой ситуации сделать – это пытаться заместить все или почти все, невзирая на цену и время. Поэтому высокие заявления о том, что Россию невозможно изолировать и сама она не будет изолироваться, внушают осторожный оптимизм и веру в победу здравого смысла.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?


Популярное