Александр Полиди: Сокращение госрасходов и новая трасса
Лента новостей
Специально для Business FM Заслуженный экономист Кубани, профессор, Александр Полиди рассказал о своём видение влияния сокращения государственных расходов и строительства трассы, соединяющей Кубань и Урал
Во время прошлых эфиров мы уже обсуждали различные инфоповоды, связанные с возможностями роста ВВП в ближайшем будущем, ну, или отсутствием таковых.
Напомню, что ВВП как главный – по крайней мере пока что – показатель экономического здоровья страны, а вместе с ним и национальный доход, национальное богатство, реальные располагаемые доходы домохозяйств – звенья одной цепочки. Растет ВВП – и в «правильной» экономике автоматически растут доходы, повышается уровень жизни, социального комфорта, в общем, страна развивается.
Так вот этот рост ВВП может быть достигнут за счет конечного потребления – ведь мы все-таки пока еще живем в эпоху потребления, плюс за счет инвестиций – ведь это новые технологии, старапы, фундамент долгосрочного роста, плюс госрасходы – все, от безопасности до социальной сферы, плюс экспортно-импортное сальдо.
Более чем скромные ожидания от потребления и инвестиций мы уже обсуждали, и даже убедились, что максимум, что можно ждать от них в смысле вклада в рост ВВП – в лучшем случае ноль. А чтобы был не ноль, нужны серьезные регулятивные реформы и режим открытости экономики для движения капитала как необходимое условие.
А что госрасходы? На этой неделе прошли два инфоповода, не обратить внимание на которые было просто невозможно. Итак, ожидаемо – ведь сколько не говори халва, во рту слаще не становится, - Минфин объявил, что рассматривает варианты сокращения госрасходов на 1,6 трлн рублей на финансирование госпрограмм. В текущих условиях не надо быть гуру, чтобы понять, это сокращение коснется точно не обороны и безопасности, а, скорее всего расходов на стимулирование экономики и социальную сферу. Ну, надо сказать, информация вполне ожидаемая и даже очень прогнозируемая. А как иначе? На фоне экономического спада и естественного сокращения налоговых поступлений при том, что перспективы роста экспорта становятся все более туманными, расходы надо сокращать. При том что наша уж точно эксклюзивная национальная ценность – профицитный госбюджет и макроэкономическая стабильность – не оставляют особо выбора. Много это или мало? Учитывая, что величина бюджетных расходов в 2021 году составила более 21 трлн рублей, то речь может идти о сокращении бюджетных расходов на 7-8 процентов. Много.
Дальше – больше. Буквально на днях появилась, наверное, официальная информация о том, что в 2023 оду начнется реализация проекта строительства новой автодороги, которая должна соединить Краснодар и Урал, причем ее оценочная стоимость по разным источникам от 1,6 до 3 трлн рублей. Разумеется, что это будет концессия, и само собой разумеющееся, значительную долю – порядка 60 процентов – расходов профинансируют из средств от продажи облигаций на внутреннем рынке.
Очень здорово. Тот факт, что южные дороги исчерпали возможности интенсификации в смысле эксплуатации – не вызывает сомнений. То, что такой проект для экономики – эликсир и лучшая таблетка от депрессии – это факт, причем многократно подтвержденный на практике самых успешных стран и регионов. Лично меня смущает тот факт, что почти все заметные и реально прорывные инфраструктурные проекты были реализованы за последние 15 лет в основном при реализации мегапроектов, и нашему региону с этим повезло. Именно те города – счастливчики, которые были выбраны в качестве афиши для Олимпиады, Чемпионатов, Универсиад и прочих международных ивентов - получили новые инфраструктурные объекты и серьезно вложились в косметику своего архитектурного облика и городской среды. Плюс Крымский мост. А вот самый быстрорастущий город страны – Краснодар – не получил даже нового терминала аэропорта за это время. Я уж не говорю о самом упоминаемом и самом, как оказалось фантастичном проекте – все с тех же времен подготовки к Олимпиаде – автодороги между Краснодаром и Сочи.
Поэтому как состыковать два инфоповода – о возможном и крайне вероятном сокращении госрасходов и о триллионном проекте строительства новой трассы – пока не понимаю.
И вот еще. Сильный рубль, о вреде укрепления которого как свидетельстве экономических успехов говорили аналитики и регуляторы как минимум полтора месяца, наконец-то начал сдавать позиции. К радости экспортеров и тех же регуляторов. Что, конечно, также свидетельствует об успехах экономической политики. Объяснение простое. Потихоньку восстанавливается импорт, и все же сокращаются экспортные доходы – хотя бы из-за крайне значительных дисконтов на основные сырьевые товары на высоко конкурентных азиатских рынках. В условиях изоляции внутреннего финансового рынка от внешнего движения денег и капитала, курс рубля будет очень чувствителен к изменениям цен на российский экспорт. Вспомним, как когда-то, лет этак 15 назад, мы внимательно следили за котировками нефти – чтобы предположить, что же будет с нашими валютными сбережениями. Ну вот, история возвращается.
Что ж, ждем новых поводов и думаем, как на них реагировать – в бизнесе и в повседневной жизни.
С вами был Александр Полиди.
Рекомендуем:
Популярное
На Кубани наградили следователей, раскрывших убийство девочки в Бураковском
Глава СКР запросил доклад из-за смерти роженицы в Краснодаре
Дело бывшего главы краевого суда рассмотрит начинающая судья Кропоткина
Водитель внедорожника погиб после столкновения с большегрузом на Кубани
Сумма арестованных активов экс-главы краевого суда составила 7 млрд руб
Последние новости